Настоящий нуар – не обязательно черно-белый.
В разгар засухи к лос-анджелесскому специалисту по супружеским изменам обращается чопорная дама с мундштуком и горжеткой. Заказ – муж, инженер по водоснабжению. Фраза, которую детектив Гиттес повторяет чаще других: «Я хорошо знаю свою работу». Гиттес – упрямый сыскарь, лощенный и наглый, готовый приврать, разрядить душный воздух шуткой, схитрить. По воле случая он ввязывается в дело, за которое не стоило бы браться, но отказаться не позволяет профессиональная хватка, протестантская рабочая этика.
Лишь на первый взгляд похожий на героев Хамфри Богарта, этот детектив роет землю порезанным носом. Ему не дано быть таким толстокожим, как сыщики Чандлера и Хэммета. У него тайна в прошлом, туман в будущем и большое сердце в настоящем. Но и дело Гиттесу досталось не типичное для нуара: никаких алмазов или наследства – тут политика, а она всегда дурно пахнет.
Не впадая в ностальгическое любование жалюзи и шляпами, не полируя экран игрой света и тени, Роман Поланский вместе со сценаристом Робертом Тауном изобретает «неонуар». «Китайский квартал» – фильм, который мог бы быть снят в 40-х, с задействованным на экране в качестве одного из героев Джоном Хьюстоном, постановщиком «Мальтийского сокола». «Китайский квартал» – акт искреннего преклонения перед жанром. Неслучайно
Поланский дает Хьюстону роль могучего злодея-коррупционера, а себя переодевает комичным коротышкой с ножичком. Что называется, почувствуйте разницу. Поклон у Поланского получился роскошным. Первые минут десять это жанровая игра, следующие двадцать – лихой детектив, а дальше головокружительное путешествие в сердце тьмы: там, где новости узнают из колонки некрологов, а люди тонут в пересохшей реке, нельзя быть уверенным ни в чем. За каждым порядочным человеком скрывается монстр, за каждым поступком – античная трагедия. Такая, что остается только спросить: «Неужели это возможно?»