Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на аниме-фильм «Манускрипт ниндзя»

Классический исторический фэнтези-боевик о противостоянии могучих ниндзя со сверхчеловеческими талантами и умениями

Добавить в закладки
Классика аниме: Манускрипт ниндзя

Трейлер

Япония XVII века. После полутора веков непрерывных войн страна объединена под властью сёгунов Токугава, но до окончательного воцарения закона и порядка еще далеко. Когда в деревне неподалеку от побережья начинается эпидемия чумы, местные власти объявляют карантин и посылают на разведку отряд ниндзя. Назад возвращается лишь одна девушка по имени Кагеро. Всех остальных убивают загадочные воины со сверхъестественными способностями, а чудом выжившую Кагеро спасает странствующий ниндзя Дзюбей Кибагами. Когда об этом узнает правительственный агент Дакуан, посланный для изучения ситуации, он отравляет Дзюбея медленно действующим ядом и обещает ему деньги и противоядие, если талантливый воин выяснит, что делают в деревне безжалостные «суперлюди», и сумеет их уничтожить.

Кадр из аниме-фильма «Манускрипт ниндзя»

Имя главного героя фильма – намек на Мицуёси Ягю Дзюбея, блистательного воина первой половины XVII века, который учил трех сёгунов Токугава владению мечом, провел 12 лет в странствиях по стране и со временем стал персонажем множества легенд и ряда художественных фильмов и аниме. В свою очередь, замаскированный под монаха Дакуан – намек на дзенского учителя Сохо Такуана, одного из знаменитейших мудрецов и религиозных писателей XVII века.

Шпион – древнейшая военная профессия, известная всему миру, но только в Японии шпионаж перерос в грандиозный поп-культурный феномен под названием «ниндзя». Почему поп-культурный, а не исторический? Потому что реальные ниндзя, насколько мы можем об этом судить, были обычными самураями, которые специализировались на тайных операциях – примитивных, но действенных. В эпоху японских феодальных междоусобиц силы многих соперников были примерно равны, и потому точные сведения о вражеской армии или отравление полководца противника могли принести нанимателю ниндзя гарантированную победу. Когда сёгуны Токугава объединили страну, нужда в ниндзя исчезла, и они испарились вместе с ней, переквалифицировавшись в правительственных соглядатаев и промышленных шпионов. Миф о ниндзя, однако, начал разрастаться со скоростью «атомного гриба». Ведь раз ниндзя держали свои методы и операции в тайне, то рассказывать о них можно было что угодно. Даже заведомые нелепости про нечеловеческие способности ниндзя и их «особую уличную магию». Так постепенно, за четыре века, сложился феномен, который ныне является одним из главных предметов японского культурного экспорта.

Кадр из аниме-фильма «Манускрипт ниндзя»

Придуманный и поставленный Йосиаки Кавадзири аниме-фильм 1993 года «Манускрипт ниндзя» балансирует на грани истории и чистого вымысла. С одной стороны, ниндзя в нем представлены не абстрактными супервоинами, как, например, в известном аниме-сериале «Наруто», а теми, кем они были на самом деле – солдатами на службе правительства и влиятельных кланов или же бродячими самураями без господина, как главный герой Дзюбей.

Кадр из аниме-фильма «Манускрипт ниндзя»

Поскольку картина не основана на популярных комиксах и не создана Хаяо Миядзаки, за пределами Японии она более известна, чем на родине

С другой стороны, даже рядовые ниндзя в фильме наделены нечеловеческой прыгучестью и умением балансировать на тонких ветках деревьев. Основные же персонажи больше похожи на Людей Икс, чем на обычных японцев. У каждого из них есть уникальные способности, а некоторые выглядят как мутанты. Так, тело одного из персонажей – осиный улей, и этот воин может использовать ос как оружие. А злодейский приспешник, который в начале фильма убивает соратников Кагеро, способен превращать свое тело в камень, непробиваемый холодным оружием. И это еще что! В фильме есть герои и с более крутыми и странными талантами.

Кадр из аниме-фильма «Манускрипт ниндзя»

Затем такое разнообразие? Затем, что концептуально «Манускрипт ниндзя» – полная противоположность «Призрака в доспехах». В отличие от Мамору Осии, нарисовавшего свою картину ради философских диалогов, Кавадзири стремился создать изобретательный фэнтези-боевик, в котором разношерстность персонажей гарантирует уникальность и непредсказуемость каждой боевой сцены. Напротив, разговорные эпизоды в «Манускрипте» играют подчиненную роль. Их главные задачи – объяснять зрителям нюансы довольно-таки сложного сюжета и делать колоритнее и без того ярких персонажей. Впрочем, это не значит, что диалоги сочинены тяп-ляп. По меркам жанра они идеальны, и характер каждого героя чувствуется по первым же репликам.

Кадр из аниме-фильма «Манускрипт ниндзя»

Русский и английский переводы названия фильма «Манускрипт ниндзя» и Ninja Scroll – ошибка переводчиков. Никакого «манускрипта» или «свитка» (scroll) в фильме нет, а соответствующий иероглиф в данном случае переводится как «повесть»

Вообще, в «Манускрипте ниндзя» все настолько отточено, что придраться к нему практически невозможно. «Предъявить» ленте можно лишь то, что у нее нет какого-то особого, глубокого смысла. В конечном счете это фильм вроде «Убить Билла» – великолепный, драматичный боевик, но не более чем боевик, и его персонажи – традиционные жанровые архетипы. Пусть и лучше прописанные, чем в обычных боевиках, сценаристы которых зачастую вовсе не дают слова многим второстепенным героям. В «Манускрипте» же даже эпизодические персонажи кажутся полноценными личностями. Хотя и не слишком сложными.

Кадр из аниме-фильма «Манускрипт ниндзя»

Впрочем, жанровый шедевр – все равно шедевр, и «Манускрипт ниндзя» подтверждает это определение каждым своим тщательно прорисованным и великолепно анимированным кадром. Картина Кавадзири и студии Madhouse впечатляет от начала и до конца – стильной картинкой, причудливыми персонажами, неожиданными сюжетными поворотами, эффектными боевыми сценами, отсылками к истории Японии (режиссер стремился привлечь внимание зрителей к прошлому нации)… И мрачной, но не вгоняющей в депрессию «нуарной» атмосферой. Последняя не позволяет никому из положительных героев быть идеальным и гарантирует фильму не неправдоподобно радужный хеппи-энд, а более подходящую для жесткого кино меланхоличную концовку в духе «зло наказано, но добру нечего праздновать». Благодаря всему вышеперечисленному «Манускрипт» хочется пересматривать, даже если знаешь его наизусть.

Делать это, правда, стоит лишь взрослым. Для детей в ленте Кавадзири многовато черного юмора, кровавой «расчлененки» (герои любят рубить с плеча!) и сексуального насилия (Дзюбей спасает Кагеро, когда один из злодеев пытается над ней надругаться). Также, учитывая нынешние российские законы, надо указать, что один из злодеев картины – гей, и его ориентация поминается чуть ли не в каждой сцене с его участием. В 1993 году это был смелый ход, подчеркивающий экстремальность и бескомпромиссность аниме Кавадзири. Сейчас же, пожалуй, фильм от этого не выигрывает. Но и не страдает. Кашу маслом не испортишь!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?