Душевная, но банальная коллекция японских семейных шуток, изображенных в минималистском аниме-стиле
Душевная, но банальная коллекция японских семейных шуток, изображенных в минималистском аниме-стиле.
Семья Ямада – самые обычные, среднестатистические японцы. Только очень недотепистые и рассеянные. То они дочь в супермаркете забудут, то сын в школу уйдет в пижаме и без портфеля, то бабушка начнет готовить сложное блюдо, и семья останется без домашнего ужина… А то отец выйдет читать речь со списком покупок вместе заготовленного выступления.
После двух масштабных и мощных картин, созданных им на студии Ghibli, режиссер Исао Такахата позволил себе расслабиться. И расслабился он настолько, что в вышедших в 1999 году «Наших соседях Ямада» невозможно узнать почерк постановщика «Могилы светлячков» и «Помпоко: Война тануки». «Только вчера» к «Соседям» намного ближе, но и эта картина заметно отличается как по сюжету, так и по стилю. И, к сожалению, по степени воздействия на зрителей.
В основу «Наших соседей» Такахата положил многолетний одноименный газетный комикс Хасаити Исии, и графическая простота оригинала (не чета изощренной графике журнальных комиксов и «графических романов»!) позволила ему довольствоваться в фильме столь же аскетичной экранной графикой. Где тщательно проработанные и прорисованные фоны? Где великолепная анимация? Где ощущение, что смотришь блокбастер одной из важнейших студий в истории японской анимации? Ничем этим в «Наших соседях» даже не пахнет. Фильм выглядит как беглый набросок тушью и акварелью – набросок изящный, профессиональный и выразительный, но более подходящий творению артхаусного режиссера-одиночки, чем картине руководителя Ghibli.
Впрочем, жестко ругать Такахату за такое художественное решение не стоит, поскольку у него было два веских оправдания. Во-первых, «Наши соседи» были для постановщика и студии экспериментом по созданию рисованного мультфильма на компьютерах, и значительная часть потраченных на ленту усилий пошла не на экранное изображение, а на оставшиеся за кадром неудачные опыты. Во-вторых, и эта причина куда существеннее, повествование «Наших соседей» не выиграло бы от обычной высококлассной картинки Ghibli.
Как и «ностальгическая» часть «Только вчера», «Наши соседи» состоят из череды забавных историй, порой кратких как анекдот (точнее, как четырехпанельный комикс Исии). Но если в «Только вчера» есть еще вторая, «современная» половина фильма, организующая эти истории в связное повествование о взрослении девочки-подростка, то «Наши соседи» – это просто набор шуток о семейной жизни и об отношениях взрослых и детей. Типичный прикол: папа и бабушка спорят о том, кому должен принадлежать дом, в котором они живут (зять оплатил строительство, а теща предоставила землю), а сын подходит и говорит: «Не спорьте! Главное, что когда-нибудь все будет принадлежать мне!» Суперграфика к такому примитиву ничего бы не добавила.
Да, в фильме есть и более тонкие, душевные и сложные моменты, но не намного более тонкие, душевные и сложные. Пожалуй, ближайший аналог «Наших соседей» – это ранние серии «Симпсонов», когда американский сериал еще не ушел в глубокий постмодернизм. Однако в «Симпсонах» на экране всегда была целая кавалькада колоритных главных и второстепенных персонажей, а «Наши соседи» полностью выстроены вокруг пятерки основных героев (папа, мама, сын, дочка, бабушка) – забавных, но типичных и далеко не таких ярких и интересных, как семья «Симпсонов». Правда, это делает шутки о них более правдоподобными. Но насколько это существенно для анимационной комедии, которая не претендует на психологические откровения, а просто развлекает зрителей приколами про то, что мама не умеет готовить, а бабушка очень энергична для ее возраста?
Также в картине есть пара сцен забавного мечтательного «сюра», но они погоды не делают и лишь ненадолго напоминают, что аниматоры Ghibli способны на большее, чем иллюстрирование шуток про зятя и тещу. Не поднимают уровень фильма и разбросанные по повествованию трехстишья Басё, образующие своего рода шутливый комментарий к событиям на экране.
Правда, в целом лента оставляет приятное впечатление, потому что, несмотря на все трения, Ямада любят друг друга, и невозможно представить, чтобы эта семья рассорилась или развалилась. Но, чтобы посмотреть такой фильм, не обязательно искать творение Такахаты. Достаточно включить любой старомодный ситком вроде «Ворониных». А так как «Наши соседи», кроме всего прочего, еще и порой требуют для понимания шуток неплохих познаний в японской бытовой культуре, то в России это фильм только для коллекционеров, собирающих картины Ghibli. Да и в Японии лента пользовалась куда меньшей популярностью, чем другие полотна студии.