Майкл Манн катастрофически не угадал с тематикой, не попал в современный ритм и не смог «зажечь» актеров – «Кибер» просто не за что похвалить или даже признать сносным
Техногенная катастрофа на китайской атомной электростанции и скачок цен на сою на одной из мировых финансовых бирж – как столь далекие друг от друга события могут быть связаны между собой? Американская и китайская разведки приходят к выводу, что основой двух инцидентов стал один компьютерный вирус, внедренный в неприступный, казалось бы, защитный код. Агенты выходят на создателя вируса, однако тот уже давно сидит в тюрьме за банковские мошенничества. Заручившись поддержкой автора исходной вредоносной программы, спецагенты пытаются проследить, откуда исходит угроза, которую пока никто не может предсказать и предотвратить. Погоня за призрачной угрозой становится смертельно опасной…
Должно быть, не пройдет и пары-тройки лет, и самыми востребованными специалистами в Голливуде станут люди, способные точно предсказывать кассовые перспективы будущих проектов и в особенности катастрофические провалы дорогостоящих блокбастеров. Сколько серьезных ударов по продюсерским и студийным кошелькам нанесли последние два года? Да только одни удручающие результаты «Джона Картера», «Джека – покорителя великанов» и «Одинокого рейнджера» вполне могли сокрушить экономику небольшой страны, что уж говорить о производственных компаниях. «Кибер» Майкла Манна стал первой в этом году «боксофисной бомбой», как называют американцы картины, проваливающиеся в прокате с особенным треском. Давайте посмотрим, что не так с кибернетическим триллером от признанного мастера саспенса.
В первую очередь, «Кибер», безусловно, страдает от очень слабого сценария. Складывается ощущение, что первые наброски скрипта появились еще во времена «Газонокосильщика», уж больно наивным видится представление автора о хакерах и работе кибертеррористов. Мы даже готовы смириться с тем, что самый нерд из нердов, гениальный программист и блестящий инженер имеет облик не Дэнниса Нэдри из «Парка Юрского периода», а асгардского Тора. ОК, природа подшутила, бывает. Но зачем показывать работу микропроцессоров в стиле обучающих мультфильмов для младших школьников? Загорающийся сигнал загрузки вируса над ножкой миниатюрного чипа? Серьезно? Зачем? Для кого глубоко в недрах компьютера загораются все эти веселенькие лампочки?
Ну да, Билл Гейтс со всеми этими техническими и программистскими штучками, у нас тут все-таки кино. Увы, с кинематографической стороны сценарий также слаб. Самая главная его проблема – отсутствие злодея. Да, в самом начале происходят две довольно красочные технокатастрофы (насколько красочным вообще может быть падение цены на сою), но затем злодей просто исчезает из поля зрения авторов и героев, он не делает ничего, никак себя не проявляет, не угрожает миру и не грозит расправой сильным мира сего. Злодея в фильме просто нет до самого финала. В его отсутствие положительные персонажи вынуждены сами искать себе приключения на пятую точку, с чем они успешно справляются. Любовная линия? Проще поверить в светодиоды внутри чипов. Противостояние героя Хемсворта и агентов ФБР? А то мы не догадались, чем оно закончится. Нет, ребята, все-таки это не сюжет, не триллер и не саспенс. Это уныние и скука.
Можно было бы ожидать, что Майкл Манн разбавит унылое повествование бодрой режиссурой, но и здесь остается только развести руками – кино просто не работает. От былого ураганного экшена не осталось и следа, даже перестрелки, которыми славятся «Схватка» и «Джонни Д.», в «Кибере» похожи на жалкие инсценировки уровня третьестепенных российских бандитских сериалов. Дополнительной искусственности и без того вялому экшену добавляет режущая глаз «цифра», превращающая кино в телекартинку, и хаотичная операторская работа. Никогда еще погони и перестрелки не выглядели настолько отталкивающе.
Ожидать в таком вертепе чего-то невероятного от актеров совершенно неоправданно. Крис Хемсворт даже не старается чем-то отличаться от своего марвеловского образа, только что за молот не хватается. Китайская часть каста временами даже перехватывает инициативу, но выглядит это несколько нелепо, они все равно остаются в проекте гостями. В итоге за «хакерскую» братию отдуваются весьма далекая от облика спецагента Виола Дэвис да не хватающий звезд с неба Холт МакКэллани – согласитесь, коленкор уже совсем не тот. Вряд ли можно назвать игрой череду потешных диалогов на околокомпьютерные темы, беготню в поисках призрачных противников и задумчивые позы перед мониторами, никто из актерского состава не заслуживает теплых слов.
В дополнение к пустому сценарию, вялой режиссуре и актерскому саботажу лента еще и длится невыносимые 133 минуты. Вроде бы не самые умопомрачительные цифры по сегодняшним временам, но в «Кибере» действует шестнадцатеричная система, а значит, терпеть придется большую порцию. Найти единственного виновного в том, что из «Кибера» не получилось хоть сколько-то удобоваримого фильма, невозможно, это печальное стечение обстоятельств, которое просто нужно пережить и забыть. Обновите антивирусные базы на своем компьютере и пересмотрите лучше «Али» – Манн умеет снимать отличное кино, просто ему нужно перезагрузиться.