
Несколько неуместно выглядящая на фоне кризиса удалая комедия о завсегдатаях престижного ночного клуба хороша только своей основной сюжетной линией. Второй план, увы, смазан и тянет картину на дно
Несколько неуместно выглядящая на фоне кризиса удалая комедия о завсегдатаях престижного ночного клуба хороша только своей основной сюжетной линией. Второй план, увы, смазан и тянет картину на дно.
Вечером последнего рабочего дня на неделе в ночной клуб, отмечающий свое четырехлетие, пришла самая разномастная публика. Нудный Виталя ищет здесь сбежавших от него на корпоратив коллег, борец Валя после травмы пытается переключиться со спорта на девушек, молодая мамочка Вера заглянула на часок оторваться после года заточения с младенцем в четырех стенах, а психиатр Геннадий с женой ищет, на ком бы отыграться за свои неудачи. Но главной звездой вечера становится Михаил – молодой владелец обувной фирмы, заядлый спорщик, не умеющий проигрывать. Владельцу клуба удается «раскрутить» Мишу на необычный спор – молодой человек должен пять часов проработать официантом и получить за свою работу чаевые в размере 10 000 рублей. Ставка – модный спортивный автомобиль, но для Михаила этот спор – настоящий вызов, ведь его бизнес рушится на глазах, и молодому человеку нужна эмоциональная подпитка.
Когда месяц назад в прокат вышла романтическая комедия Павла Руминова «Статус: Свободен» все с тем же Данилой Козловским, многие не просто отнесли картину к числу лучших в своем жанре, но и отметили особую «близость к народу» ее героев. Действительно, персонажи «статуса» не отличались особенной гламурностью, не владели модными ресторанами, бутиками или студиями, не обедали в ресторанах «Боско» или «Новиков», не катались на «Ламборгини» и «Бентли». «Статус» стал одним из первых фильмов новой эпохи, времени кризиса и импортозамещения, эры если не конца гламура, то его окукливания.
Нельзя сказать, что «Пятница» головой окунается в этот заметно скукоживающийся мир глянца, но картина вполне очевидно играет на тех темах, какие были актуальны два, а то и три года назад. Тут вам и мажоры, и мамаши с квартирами в центре Москвы, и гуляющая «на все» турфирма (это сегодня-то, когда закрытые для отдыха россиян Турция и Египет превратили 70% скромных туристических агентов в банкротов), и молодые ребята, заглядывающие в пафосный клуб просто отдохнуть на 6 тысяч. Глупо обвинять кинопроизводство в том, что, заглядывая на год вперед, а именно столько в среднем уходит на съемки фильма и доведение его до зрителя, они не угадали тренд. Прозорливость Руминова и осечка Шелякина говорят лишь о степени таланта и божьего дара сценариста и режиссера.
Впрочем, «осечка» – это слишком сильно окрашенное эмоционально слово, ведь «Пятница» – отнюдь не самое плохое кино. Как фильм-настроение он отлично работает, а его ключевая интрига – официант с амбициями топ-менеджера – дает почти неограниченный простор для фантазии. Однако даже на этом положительном полюсе заметны темные пятна, и касаются они прежде всего сюжетной окантовки основной линии. Набор совершенно не связанных между собой незнакомцев, водоворот событий вокруг которых заставляет их пересекаться – отнюдь не новый метод, и его использование тем спорнее, чем более слабы второстепенные линии. А у «Пятницы» второй план очень слаб, сюжетные ответвления героев второго эшелона никуда не ведут и служат лишь подпорками для движения вперед главного героя да для увеличения хронометража. Нелепым наростом выглядит линия с охотой на кенгуру, унылый твист с турфирмой действительно скучен, как и все его участники, эпизоды с борцом и его новоявленной подружкой не усыпляют только потому, что в роли последней задействована очаровательная Настя Самбурская.
Зато Данила Козловский веселится от души. Козловский – действительно талантливый актер, находящийся сейчас на пике своей формы, практически каждая его роль в последние два года – событие. Вот и в «Пятнице» он необыкновенно хорош: в меру юморит, элегантно хамит, переворачивает клуб с ног на голову и даже (внимание, поклонницы) поет! Однако шагом вперед роль Михаила назвать сложно – это не Харламов, не Макс Андреев, не Никита Колесников, не грядущий экипажевский Гущин. Это образ-отдых, образ-перерыв, образ-халява. Ни в коем случае не нужно считать, что это плохо. Просто к Даниле сейчас многие относятся с максимализмом, а ему не всегда хочется соответствовать чаяниям фанатов.
Безусловно, «Пятница», играющая на поле «Корпоратива», «Выпускного» и прочих «околокамедийных» и «околокавээновских» проектов, на голову выше конкурентов хотя бы потому, что иронична сама к себе, но событием года этот проект не назовешь. Впрочем, поживем – увидим. Не исключено, что с изменением экономической ситуации в стране «Пятница» окажется одой уходящей Эпохе Гламура, плясками на похоронах Десятилетия Глянца и финальной чертой под Эрой Господства Топ-Менеджеров. Вот тогда и посмеемся.
С 25 февраля в кино.