Вспоминаем примеры фильмов, которые разносят в пух и прах вечный тезис «книга лучше»: от известных экранизаций Стивена Кинга до работ Финчера и Альфреда Хичкока.
Роман Стивена Кинга — далеко не самый выдающийся в его библиографии: жуткая история о семье, которая оказалась изолирована от всех в старом горном отеле, разворачивается по уж слишком ожидаемой для писателя траектории. Стэнли Кубрик, оставив основные моменты оригинального сюжета, тонально перестроил историю до неузнаваемости: его «Сияние» не столько про столкновение с неизвестным, сколько про чисто человеческое зло, аккумулированное в каждой глубоко несчастливой семье.
Кинг ненавидел экранизацию и едко замечал: мол, режиссёр зачем-то взял на роль человека, который должен сойти с ума по ходу сюжета, Джека Николсона, который изначально выглядит как сумасшедший. Но в этом-то и главное отличие экранизации от первоисточника: зло здесь не возникает из эфемерного пространства, оно читается буквально с первых кадров неочевидно-злобной ухмылки отца семейства. Так из «очередного хоррора Кинга» получился один из главных фильмов ужасов за всю историю кино, который до сих пор активно цитируют.
В отличие от Кинга, Чак Паланик экранизацию своей книги очень любил — ему приглянулись даже те мелкие изменения, которые Дэвид Финчер внёс в сюжет, вроде мнимого хеппи-энда или девиантной романтики между Марлой и Тайлером Дёрденом. «Бойцовский клуб» — неплохая книга, но, честно говоря, литературный язык её автора гораздо скуднее, чем киноязык экранизатора Финчера, одного из самых пластически интересных авторов своего времени. Который обогатил сюжет о сопротивлении обществу потребления по-настоящему панковским задором.
«Рита Хэйуорт и побег из Шоушенка» — одна из самых нетипичных повестей Стивена Кинга, написанная в чуждом автору жанре психологического реализма. И тем не менее это отличная книга, чья экранизация, правда, все равно достигла куда больших высот. Фрэнк Дарабонт, главный голливудский эксперт по адаптации Кинга (он также снял «Зелёную милю» и «Мглу»), убрал из повести всё лишнее и подчеркнул всё важное, как итог — культовый фильм, который вот уже несколько десятилетий традиционно занимает высшие строчки во всех зрительских топах лучшего кино всех времён.
На самом деле сравнивать роман Роберта Хайнлайна и фильм Пола Верховена не очень честно — уж в слишком разном контексте эти два произведения были созданы. Хайнлайн, работавший когда-то на правительство США, писал промилитаристскую браваду о крутых солдатах, воюющих со злобными инопланетными агрессорами. Верховен же, взяв за основу сюжет о войне с пришельцами-арахнидами, повернул его смысловую часть на 180 градусов: его «Звёздный десант» — едкая антивоенная и антикорпоративная сатира, где за гиперболизированной патетикой скрывается злобная ухмылка режиссёра. И книга, и фильм по-своему хороши, но посыл экранизации, конечно, куда более зрелый.
Сейчас уже никто и не вспомнит, что классический фильм Стивена Спилберга, 45 лет назад вознёсший его на голливудский олимп (где он с тех пор и обитает), основан на одноимённом романе за авторством Питера Бенчли. Незамысловатый литературный триллер в руках молодого режиссёра превратился в образчик постхичкоковской жанровой режиссуры, филигранно снятое кино, которое надолго отвадило людей от пляжей (реальный факт). И запустила новую эпоху блокбастеров, где мы до сих пор счастливо — или несчастливо — и живём.
К слову, о Хичкоке — его, пожалуй, самый известный фильм, «Психо», тоже имеет первоисточник: одноимённый роман Роберта Блоха. И, как и в случае с «Челюстями», мало кто сейчас об этом помнит — уж слишком сильно экранизация затмила оригинал и в плане влияния на свою индустрию, и в отношении свежести изобразительных решений. «Психо» — первый по-настоящему культовый триллер современного образца, «наиболее кинематографичный фильм из когда-либо созданных», как о нём писал Питер Богданович. Тягаться с такой экранизацией было бы сложно любой книге.
Когда «Форреста Гампа» Роберта Земекиса запускали в производство, никто и не предполагал такого ошеломляющего успеха фильма. Во многом из-за его первоисточника — одноимённый роман Уинстона Грума хоть и рассказывал похожую историю о недалёком парне и его хаотичной одиссее по важнейшим сферам американской жизни, но делал он это с совсем иным пафосом.
Оригинальный «Форрест Гамп» — произведение абсолютно абсурдное (Форрест там даже в космос успел слетать) и довольно едкое, а сам главный герой там совсем не тот симпатичный и простодушный паренёк, каким его изобразил Том Хэнкс. Именно сгладив углы первоисточника и превратив историю в духоподъёмную картину о юродивом добряке, Земекис смог сделать из неё то кино, которое мы знаем сегодня: с 6 премиями «Оскар» и вечным статусом культового.