Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Детство лидера»

Неоднозначная и противоречивая лента-размышление о природе деспотии, менее жесткая, чем «Белая лента», но заслуживающая просмотра и теплых слов

Добавить в закладки

1918 год. Во французскую глубинку, только что освобожденную от кайзеровской армии, прибывает военный советник американского президента, чтобы оказать помощь в подготовке и подписании Версальских соглашений. С ним в большой холодный загородный дом приезжают молодая жена и сын, которым не слишком приятна новая обстановка. Пока отец проводит дни за дипломатическим столом переговоров, а женщина пытается найти хоть что-то похожее на цивилизацию, мальчик посещает церковь и занимается французским с приглашенной учительницей. Избалованный непоседа с ангельскими кудрями и несносным характером все больше отбивается от рук, и справиться с ним не могут ни гувернантки, ни родители, но именно в этих условиях между войной и миром и формируется личность новой формации…

Промо-кадр к фильму "Детство лидера"

Первые наброски сценария будущего фильма Корбет сделал одиннадцать лет назад, незадолго до начала своей работы над «Забавными играми» Михаэля Ханеке

Как и положено фильму, достойному Венецианского кинофестиваля, картина Брэйди Корбета и спустя год после своей премьеры не оставляет в покое зрителей и критиков – в российский прокат «Детство лидера» выходит только сейчас, но четкой формулировки, плох он или хорош, до сих пор нет, мнения расходятся на диаметрально противоположные. Что ж, нет лучшего способа разобраться в том, у чего нет единой оценки, – это оценить лично, тем более что «Детство» заслуживает как минимум однократного просмотра, сколь сложной бы лента ни казалась.

Кадр из фильма "Детство лидера"

Впрочем, перед просмотром стоит сразу отметить для себя и оставить на подкорке одну важную деталь. Корбет, хоть и дебютирует в режиссуре, в кино далеко не новичок, и известен он прежде всего ролью Питера в американском ремейке «Забавных игр» Михаэля Ханеке, он сыграл одного из убийц, нагрянувших в дом добропорядочного семейства. Очевидно, фильмом 2007 года соприкосновение Корбета с Ханеке не ограничилось – лишь последовательным равнением на мастера можно объяснить тот факт, что в «Детстве лидера» явно читается дух «Белой ленты». На наш взгляд, фильм Корбета получился более рыхлым и витиеватым, обращенным к визуальному восприятию, но тем не менее это все те же размышления о природе деспотизма, насилия и тирании.

Кадр из фильма "Детство лидера"

Беренис Бежо в последний момент перед началом съемок заменила в картине приглашенную раньше Жюльет Бинош, которая предпочла «Детству лидера» другие проекты

Называя «Детство лидера» рыхлым, мы отталкиваемся от восприятия фильма как какой-то конечной сценарной композиции. Увы, лента весьма небрежно относится к сюжету, а действие в ней порой просто отсутствует. Картина делится на три большие главы с эпилогом, но каждая глава, по сути, повторение одного и того же – ребенок выходит за границы дозволенного и получает отпор взрослых. Сначала юный Прескотт наводит шума в местной церкви, затем скандалит с матерью, а после противится отцу – куда дальше двигаться неуемному нигилисту? Только в лидеры, причем нацистские, самые жестокие и бессердечные.

Кадр из фильма "Детство лидера"

Об основной идее Корбета можно спорить до конца времен – науке неизвестно, что становится катализатором превращения ребенка в личность уровня Ленина, Гитлера, Сталина, Пол Пота или Мао. У всех личностей, переворачивавших историю, были свои условия воспитания, были отличные от других детство и юность, связывает их лишь то, что однажды они подняли за собой целые нации, сменив на заглавную первую букву в слове «лидер». Корбет полагает, что плодородная почва тирании возникает в нежном возрасте, когда ребенок получает первые уроки дозволенности, когда он учится тому, что уместно, а что нет, когда дитя ищет границы допустимого. Во Франции 1918-го и с географическими границами-то не все было в порядке, что уж говорить о морали, этике и приличиях. Впрочем, не оправдывает автор и родителей Прескотта – они чаще заняты собой и глобальными проблемами, нежели тем, что происходит с их отпрыском. И в этом тоже есть рациональное зерно.

Кадр из фильма "Детство лидера"

Однако при всей глубине проблемы ее осмысление Корбетом несколько неудачно. Он явно пытается визуальными образами усилить характеры и взвинтить напряжение, но в результате передерживает кадры и буксует там, где стоит добавить динамики. Его герои часто нервны не к месту, они отвлекают внимание, а затем вдруг выпадают из кадра, оставляя зрителя одного в комнате или темном коридоре. Уместный в фильмах иной атмосферы, этот прием в «Детстве» работает плохо, лишь увеличивая хронометраж. «Сдрейфил», похоже, режиссер и в финале – вместо недосказанности и многоточия картине прицеплен «павлиний хвост» финального появления того самого Лидера. Эпизод словно попал в картину из другого фильма, настолько отличается настроение, монтаж, свет, операторская работа от всего того, что было ранее.

Кадр из фильма "Детство лидера"

Об актерах, занятых в ленте, говорить непросто. Стоит лишь отметить то, что Роберт Паттинсон своим появлением добавил картине очков – его смелости погрузиться в режиссерский дебют актера-ровесника можно только аплодировать. Каннингем на этот раз остается в тени, а Беренис Бежо ощутимо мучается в этих темных комнатах, не в силах продемонстрировать природную красоту.

Итог очевиден – лента спорная. Одни ставят ее в единый ряд с картинами Пазолини, Кубрика и Малика, другие отвергают, считая слабым подражанием Ханеке, помноженным на визуал Тарковского. В любом случае можно отметить, что Брэйди Корбет показал себя достойным учеником, но сможет ли он вырваться из границ, очерченных учителями, и проложить свою колею в киноистории, пока не определено. Ждем, вырастет ли из него Лидер.

С 8 сентября в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?