Гарик Харламов о состоянии современного кинематографа.
Синопсис «Самого лучшего фильма 3-ДЭ» (2010) подозрительно напоминает «Перемотку» Гондри, это случайно так вышло?
Напоминает сюжетной линией? Тот факт, что персонажи должны переснимать известные фильмы на свой лад? Эта идея принадлежит далеко не Гондри. Тогда уже надо говорить о том, что Гондри взял ее у Боуфингера, а тот – у Эда Вуда, и так далее. К тому же мы сняли фильм, пародирующий более или ме- нее успешный российский контент последнего года, и уже одно это отличает нас от Гондри. Мы эту идею взяли, обрамили в другой сюжет и у нас получился совсем иной фильм.
Как правило, все, кто занимается в России юмористическим кино или телепередачами, на поверку оказываются образованными и талантливыми молодыми людьми, однако, на продукте это почему-то не отражается.
Поймите, мы же говорим о юморе. А критериев юмора «смешно» или «не смешно» не существует. Вот вам, к примеру, не нравится тот или иной выпуск какого-то шоу, ну не смешно вам! Но это же не означает, что шоу плохое. Дело в том, что юмор как явление – это очень неоднозначная история. Универсальных шуток, которые были б смешны всем, нет. Что такое чувство юмора? Это нечто, что формируется у человека в период созревания, полового, например, в зависимости от его воспитания, окружения, от многих факторов. Найти критерий хорошего юмора – как доказать существование Бога: кто-то верит – кто-то не верит. Я делаю продукт, который смешон в первую очередь мне самому и тем, кто делает его вместе со мной. Возможно, эта позиция эгоистична, но она самая правильная. Я делаю то, что мне в кайф. Если уж говорить о самосовершенствовании, то может быть когда-нибудь мы сделаем что-то более глубокое. Когда-нибудь снимем шедевр, но пока что мы веселимся и делаем то, что нам кажется смешным. «Самые лучшие фильмы» делались – можете не верить – по- том и кровью, и мы будем стараться оттачивать качество. Ну а чего вы хотите? Российскому кинематографу угнаться за Голливудом в нынешнее время нереально!
Ну дело, возможно, не во времени, а в бюджетах?
Дело не в деньгах, нет. Ну, дайте кому угодно нашему такой же бюджет, как в Голливуде, – ну что он, снимет «Армагеддон» /Armageddon/ (1998)? Нет, конечно. У нас не только денег нет, у нас жанрового кино нет. Российских ужасов, фантастики не существует. Пока у нас процветал Союз, в Голливуде выдавали миллионы фильмов в год. Если я увижу на афише два фантастических фильма – отечественный и зарубежный, – конечно, я пойду на зарубежный, так как получу больше удовольствия от спецэффектов и режиссерской работы. А у нас что? Мелодрамы у нас неплохо идут и еще фильмы про бандитов, которые мы больше всего любим, так как вроде бы в этой теме соображаем. Мы ведь почему для «Самого лучшего фильма 3-ДЭ» взяли идею с переснятыми фильмами: мы должны спародировать то, что было в прокате. А что у нас было? Из тысяч российских фильмов, вышедших за последний год, можно вспомнить только не- сколько: «Тарас Бульба» (2009), «Книга мастеров» (2009), «Кандагар» (2010) и еще пару картин. А когда ты делаешь пародию, ты берешь самый яркий кусок, переворачиваешь его на юмористический лад, и у людей, если они знают эту сцену, срабатывает смех. А вот вы, к примеру, помните хоть одну сцену из этих фильмов?
Ммм, нет, я их не смотрела даже.
Вот! И большинство так! И чтобы люди в нашей пародии поняли, о чем речь, нам пришлось все это разжевать в сюжете. А мы с вами говорим о том, как бы нам до Голливуда доскочить! Да должно как минимум лет 70 пройти, чтобы выросло новое поколение режиссеров, сценаристов, операторов, что- бы Мосфильм построил столько павильонов, чтобы там можно было блокбастеры снимать, чтобы на студии Горького сделали туалеты, в которые заходить не страшно! И у нас пока вся киноиндустрия в первобытном состоянии. Да, есть Тимур Бекмамбетов, который снимает фильмы по западным канонам. Есть Никита Сергеевич Михалков, который снимает, ну, в общем, мы знаем, что он снимает. Ну Герман еще есть, это современная классика. Только не говорите мне, что молодежь смотрит Германа, – никогда не поверю. Вот назовите мне хоть одну отечественную комедию, которая бы вам понравилась?
Эээ…
Опа! Вот видите! Конечно, к тому, что делаю я, Артак Гаспарян и команда фильма, можно относиться по-разному. Но мы хотя бы что-то делаем! Так можно вообще к любому русскому кино относиться. Шедевров у нас в стране в любом случае нет. После «Самого лучшего фильма 3-ДЭ» люди выйдут из кинотеатра в хорошем настроении. Сразу предупреждаю: наш фильм никого ничему не учит, никакой глубины и сверхидеи в нем нет. Единственная его цель – развеселить как можно большее количество молодых людей. Я бы даже не сказал, что это кино, – кинокапустник, подведение итогов за год в настоящем 3D! Ни больше, ни меньше.