В "Будь круче" нам два часа преподносят одну выдуманную историю восхождения к славе начинающей певички Кристины Милиан, а мы только из уважения к Траволте, Турман, ДеВито, Харви Кайтелу и Джеймсу Вудсу избегаем употребить пародийное слово "ацтой" в отношении этого "детектива" без загадки и без разгадки, без юмора и без драйва.
Десять лет назад "Достать коротышку" /Get Shorty/ (1995) с бюджетом в 30 млн. принес 72 млн. долларов дохода. "Будь круче" /Be Cool/ (2005), сиквел того пародийного детектива, стоил 53 млн., а принес пока 38. Впрочем, в американском прокате он всего месяц, и время еще есть. Однако, если это дело окупится, то именно в Америке.
То есть юмор там, видимо, есть, но типа КВН. Когда каждая "шутка" преподносится с понтом, намекая: "Ой, вы сейчас будете падать со стула", – и с последующей дикой радостью в основном самих шутников. А потом они долго осматриваются: "Че, попадали, что ли? Не? Че так? Погодите, скоро еще будет". И мы снова годим. Годим и годим от одного редкого аттракциона до другого, не менее редкого, причем аттракционы не смешны, а связаны только с вечным соблазном публики подглядывать за жизнью звезд. Подглядывать в "Будь круче" можно вот за какой крутизной:
Из всего этого легкую улыбку вызывают только две вещи. Когда Турман, вдова убитого во флэшбэке Джеймса Вудса, сидит на переговорах в черной майке, на которой так и написано: "Вдова". Когда Дуэйн "Скала" Джонсон в финале отрывается в подтанцовке с голой грудью.
Чтобы хоть как-то оправдать остальное, предположить можно только одно. Мы видим отдельные "интернациональные" приколы – плакат "Лица со шрамом" в офисе мафии, златую цепь на шее Винса Вона, "русскую мафию", целиком состоящую из украинцев, еще кое-что иногда, но в целом очень мало. Но, может быть, каждый кадр заполнен кучей подробностей, над которыми ржет вся Америка, а мы просто их не знаем. Может, наша вина, что мы видим только тучу звезд в команде КВН, мучительно долго, фальшиво и с натугой изображающих "искрометную импровизацию"? Впрочем, как хотите, но за искрометную "любовь" Траволты и Турман с поцелуйчиками и постелью режиссеру Ф. Гэри Грэю все равно надо бы ноги повыдергивать. Им самим скучно целоваться – "ладно, пойдем еще постебаемся над Скалой".
Сюжет "пародийного детектива", когда гангстер Чили Палмер сунулся в кинобизнес и что из этого вышло, прокатывал в XX веке, даже на самом его исходе. Тогда еще кинобизнес мог допустить хоть какой-то внятный сюжет, имманентный хаос еще не был общеизвестен. Сегодня Чили Палмер всего лишь переквалифицировался в попсу, и шоу-бизнес немногим отличается от кино, однако в XXI веке уже никакой отдельный сюжет не катит. За последние годы на человечество вылился такой девятый вал теленовостей, таблоидов и сплетен из Интернета, что негр в Африке, чукча в тундре и тетя Поля в Конотопе знают цвет постельного белья в спальне Майкла Джексона точнее, чем сам Майкл Джексон. Вал превратил человечество в маниакального "пожирателя сюжетов", так что какого-то одного хватает лишь на 30-секундный репортаж по CNN.
В "Будь круче" нам два часа преподносят именно одну, отдельную, выдуманную к тому же историю восхождения к славе начинающей певички Кристины Милиан. Небывалая просто история. Все тексты на нее нанизаны, все события, места действия, стрелки, перестрелки, драки. Из-за звезд и вставных номеров она еще и буксует на каждом повороте. А чему буксовать?
При всем уважении к Траволте, Уме Турман, Харви Кайтелу, Дэнни ДеВито, Джеймсу Вудсу вышел пустой номер. Выглядит это жалко.