Размашистая испанская колониальная драма об Экваториальной Гвинее, испорченная слабым ведущим актером
Размашистая испанская колониальная драма об Экваториальной Гвинее, испорченная слабым ведущим актером.
В начале 1950-х молодой человек по имени Килиан (Марио Касас) переезжает из Северной Испании к отцу и старшему брату Хакобо, которые работают надсмотрщиками на плантации в Экваториальной Гвинее, в то время принадлежавшей Испании. После нескольких лет жизни в Африке Килиан влюбляется в замужнюю чернокожую медсестру Бисилу (Берта Васкес), и та отвечает ему взаимностью. Тем временем в Гвинее нарастает борьба за независимость, и испанцы осознают, что недалек тот день, когда им всем придется покинуть колонию.
С тех пор как в 2010 году режиссер Фернандо Гонсалес Молина и актер Марио Касас создали романтический хит «Три метра над уровнем неба», поклонники у этой пары появились не только в Испании. В России лента тоже многих задела за живое, и теперь любое совместное кино Молины и Касаса вызывает автоматический интерес у любителей (все больше любительниц) страстного южного кино.
«Пальмы в снегу», однако, могут разочаровать тех, кто обожает «Три метра над уровнем неба» и «Три метра над уровнем неба: Я тебя хочу». Да, это совместный фильм Молины и Касаса. Да, в нем есть романтические и эротические сцены испанского красавчика. И да, это еще более жаркое кино, чем ленты об Испании, поскольку почти все его действие развивается в Африке. Но в основе своей «Пальмы в снегу» – не любовная история, а отображение отношений между испанскими колонистами и их темнокожими подданными. Поэтому роман Килиана и Бисилы занимает куда меньше экранного времени, чем можно было бы предположить.
Действие «Пальм в снегу» развивается одновременно в двух эпохах – во времена молодости главного героя и в годы его старости, когда племянница Килиана по имени Кларенс (Адриана Угарте) пытается выяснить, почему ее отец и дядя годами отсылали деньги в Экваториальную Гвинею. Поэтому фильм состоит из трех больших частей.
После короткого пролога, представляющего Кларенс, действие переносится в Африку 1950-х, и зрители на протяжении часа наблюдают, как замкнутый скромняга Килиан обживается на плантации, привыкает командовать и вместе с братом «зажигает» в клубе-борделе с темнокожими проститутками. На протяжении всего этого времени герой ведет себя столь пассивно, что Хакобо невольно выбивается на первый план, поскольку в его жизни происходит хоть что-то определенное. Однако поведение Килиана вполне осмысленно – он присматривается, приглядывается, пытается разобраться в правилах жизни в Африке и сосуществования с неграми.
Затем фильм на полчаса возвращается к Кларенс и показывает ее путешествие в Гвинею, резко контрастирующее с воспоминаниями дяди. В независимой стране никто не сгибается перед белой девушкой в подобострастном поклоне. Наоборот, на нее смотрят с ненавистью и агрессией – особенно когда узнают, что она из семьи бывших плантаторов. Однако везение и настойчивость помогают Кларенс узнать то, ради чего она прибыла в страну. Лишь после этого, через полтора часа после начала повествования, фильм посвящает оставшееся время (еще около часа) обреченному роману Килиана и Бисилы. Кстати, слово «обреченный» тут не спойлер – фильм с самого начала сообщает, что Килиан не привез возлюбленную домой, когда покинул Гвинею.
Если отрезать от «Пальм» первые полтора часа и сосредоточиться на финальных сценах, то можно определить фильм как романтическое кино, да и то не очень удачное. Так, требуемый жанром любовный треугольник оказывается корявым, с минимальным участием мужа Бисилы, а чудовищный поступок Хакобо, который запускает шестеренки кульминации картины, не кажется обоснованным в рамках мелодрамы. Зато этот поступок обоснован в контексте колониальной драмы, и именно так картину нужно рассматривать – как социально-политическое кино о разных аспектах колониализма. Одним из которых была маловероятная, но возможная любовь между господами и слугами.
Другое дело, что фильм куда слабее положенного в его основу одноименного романа Лус Габас – увесистого 700-страничного тома с множеством отступлений, которые образуют своего рода энциклопедию колониальной африканской жизни. Помните, как в 1999 году Марта Файнс экранизировала «Евгения Онегина», сосредоточившись на его сюжетной линии? Картина Молины смотрится примерно так же – как обрубок пышного дерева, красота которого была не в стволе, а в листьях. Правда, в книге Габас сюжета куда больше, чем в пушкинском шедевре. Но сюжет это банальный, и в отрыве от нанизанных на него политических, лингвистических, исторических, антропологических экскурсов не особенно захватывающий. Хотя и трогательный, и драматичный, особенно в заключительных фрагментах.
Главная же беда картины – в исполнителе главной роли. Касас – обаятельный, но «дубовый» актер, который откровенно не тянет роль такой сложности, как Килиан. Зачастую испанец просто присутствует на экране, а не играет. Все остальные звезды фильма куда убедительнее, но Касас столь важен для повествования, что они даже скопом не могут перевесить его провал. И это в сочетании с эпической продолжительностью ленты (чем больше времени кино отнимает у зрителей, тем жестче к нему требования) приговаривает «Пальмы» к отрицательной оценке.
С 7 апреля в кино.