В понедельник, 11 августа 2014 года, ушел из жизни Робин Уильямс
Подобно многим комикам, Робин Уильямс впервые прославился благодаря ситкомам. Его коронной телевизионной ролью стал эксцентричный инопланетянин Морк с планеты Орк, прилетевший на Землю для изучения человечества и поселившийся в доме девушки по имени Минди МакКоннелл (Пэм Доубер). Главными источниками юмора в «Морке и Минди» были причуды Морка и различия между общественными нормами на Земле и на Орке, где, например, строго запрещено шутить. Создатели сериала, среди которых был будущий режиссер «Красотки» Гарри Маршалл, быстро распознали талант Уильямса к импровизациям, и они специально оставляли в сценариях лакуны, которые актер заполнял приходящими ему в голову приколами. Шутки Уильямса порой были столь смешны, что Доубер прикусывала язык, чтобы не засмеяться.
Робин Уильямс всегда любил перевоплощаться – менять свою внешность, пробовать разные акценты. Поэтому он не мог упустить шанс сыграть в экранизации романа о безработном актере, который после развода теряет право видеться с детьми и, чтобы продолжить с ними жить, «превращается» в пожилую британскую няню и устраивается на работу к своей бывшей жене. Его грим и его игра при этом оказываются столь хороши, что ни жена, ни дети его не узнают! Конечно, это была менее правдоподобная история, чем родственные по духу «В джазе только девушки» и «Тутси», но игра Уильямса принесла ему «Золотой глобус», а его гримеры были вознаграждены «Оскаром».
Большинство ролей Уильямса четко делятся на комические или трагические. Детский блокбастер «Джуманджи» – редкое исключение из правила. Актер изобразил в этой картине человека, который мальчишкой начал играть в волшебную настольную игру и во время очередного хода был затянут в ее потусторонний мир, из которого смог вернуться лишь 26 лет спустя, когда доску для Джуманджи нашли новые обитатели его бывшего дома. После столь долгого пребывания в иной реальности Алан одновременно забавен как душевно не возмужавший ребенок и трагичен как человек, лишенный нормального детства и нормальной жизни. Очень интересная актерская работа.
Уильямс почти всегда играл положительных персонажей, но было в его фильмографии и несколько злодеев. Один из них – Сай Пэрриш, замкнутый и незаметный клерк из фотолаборатории в супермаркете. В жизни Сая нет никого, кроме его постоянных клиентов, и он делает копии с их фотографий, обклеивает ими свой дом и представляет себя членом их семьи. Со временем одержимость Сая принимает опасную, агрессивную форму… Роль Пэрриша, придуманная сценаристом и режиссером Марком Романеком под впечатлением от «Таксиста» Мартина Скорсезе, принесла Уильямсу жанровую премию «Сатурн». Хотя актер не был загримирован, Сай был настолько не похож на обычные роли Уильямса, что многие зрители говорили актеру, что уже через несколько минут после начала фильма забыли, кто играет главную роль. Уильямс очень этим гордился.
Еще одна работа Уильямса на стыке комедии и драмы, фильм «Доброе утро, Вьетнам» был придуман как ситком о веселом армейском радиоведущем во время Вьетнамской войны. Телестудии, однако, сочли, что об этой войне шутить не стоит, и «Доброе утро, Вьетнам» был переосмыслен как полнометражный фильм о человеке, который начинает картину как циничный записной шутник и под влиянием его военных переживаний вырастает в мудрого, тонко чувствующего человека. Картина принесла Уильямсу «Золотой глобус» в категории «лучшая мужская роль в комедии или мюзикле» и номинацию на «Оскар» за лучшую ведущую мужскую роль.
Терри Гильям не был бы Терри Гильямом, если бы в его фильме Робин Уильямс не сыграл одну из своих самых странных и самых пронзительных ролей. В «Короле-рыбаке» актер перевоплотился в человека, обезумевшего от горя, когда его жену в баре расстрелял убийца-маньяк. Теперь Пэрри видит себя Королем-рыбаком, героем средневековых легенд о священном Граале, и он осмысляет все, что с ним происходит, в категориях и понятиях мистических преданий. Уильямс был удостоен «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар». Одна из его экранных напарниц Мерседес Руэль получила «Оскар» за лучшую роль второго плана.
Нужно быть особенным человеком, чтобы в жизни страдать от депрессии, а в кино блистать в ролях не просто радующих, а вдохновляющих людей. Уильямс был как раз таким актером, и он впервые продемонстрировал эту сторону своего таланта в подростковой картине «Общество мертвых поэтов», где Уильямс изобразил учителя английской словесности, который учит ребят любить поэзию, а не убивать ее холодными математическими разборами из скучных учебников. Уроки словесности быстро становится для учеников Китинга уроками жизни, и ребята восстают против мертвящих нравов и порядков в их престижной школе. За эту работу Уильямс удостоился номинаций на «Оскар», «Золотой глобус» и британскую кинопремию BAFTA.
Голливудские ремейки иностранных лент, созданные для того, чтобы перевести на английский язык примечательную историю, редко оказываются на уровне оригинальных постановок. Несовершенна и «Бессонница» Кристофера Нолана, ремейк одноименного норвежского триллера. Но у нее есть козырной туз – Робин Уильямс, безукоризненно и пугающе сыгравший безжалостного убийцу. Персонаж Уильямса в фильме – сочинитель детективных романов, который убивает свою юную фанатку и шантажирует расследующего преступление полицейского, пытаясь заставить его обвинить в преступлении бойфренда девушки. В норвежском фильме эту роль исполнял Бьерн Флоберг, известный по ролям властных злодеев, и потому далеко не столь интересный в этом образе, как Уильямс, обычно исполняющий роли совсем другого плана.
Может ли роль, сыгранная за кадром, на студии звукозаписи, состязаться с ролями, сыгранными на экране? Конечно, может – если речь идет о таком ярком звуковом образе, как Джинн из диснеевского «Аладдина». Этот персонаж Уильямса – настоящий ураган шуток и забавных акцентов. Он, к сожалению, многое теряет в переводе, и если вы знаете английский язык, то «Аладдина» вам нужно смотреть на языке оригинала. Хотя бы для того, чтобы в полной мере оценить блеск и энергию Уильямса в роли узника волшебной лампы, умеющего исполнять желания своих хозяев. Кстати, большая часть его реплик – импровизации, и актер записал так много дополнительного материала, что диснеевцам пришлось немало потрудиться, чтобы выбрать лучшие из лучших уильямсовских приколов.
Сценарий «Умницы Уилла Хантинга» был сочинен Мэттом Деймоном и Беном Аффлеком как их общий пропуск к голливудскому успеху, и он в самом деле превратил не слишком известных актеров в лауреатов сценарного «Оскара» и уважаемых голливудцев, будущих звезд многомиллионных блокбастеров. Однако картина о математически одаренном уборщике, который не может реализовать свой потенциал, потому что страдает от житейских и психологических проблем, стала триумфом и для Робина Уильямса. Актер был вдохновенен, трогателен, разнообразен и профессионально безупречен в роли психотерапевта, помогающего Уиллу преодолеть его испытания, и он также удостоился «Оскара» – уже не сценарного, а актерского. Это была его единственная главная голливудская статуэтка, и мы не можем назвать роль Уильямса, которая была бы более достойна этой награды.