"Враг у ворот" начинается страшной сценой форсирования Волги под Сталинградом, которое под шквальным обстрелом с воздуха и под конвоем офицеров НКВД проводят сибирские новобранцы. Пулеметные очереди прошивают скученных солдат, выбивая из спин фонтанчики крови, а тех, кто пытается спастись в воде, расстреливают люди с фиолетовыми околышами...
Тех, кто добрался до правого берега, тут же бросают на штурм немецких позиций, выдав через одного по винтовке с пятью патронами - те, кому не хватило, должны подхватить оружие из рук убитых. Атакующую толпу выкашивают из автоматов – тех, кто бежит вперед, расстреливают немцы, а тех, кто повернул назад – советские заградотряды. Жан-Жак Анно и оператор Роберт Фрейс сняли этот эпизод под явным влиянием аналогичной сцены высадки десанта союзников в Нормандии из "Спасения рядового Райана", где Спилберг вывел кино на новый уровень натурализма, но это не умаляет их заслуг, поскольку кадры производят шоковое впечатление даже на бывалых зрителей. То, чего так и не осмелились показать в фильмах о войне советские режиссеры – прямое действие сталинского приказа "Ни шагу назад!", показал француз, за что ему вечная благодарность.
Интересно, что в фильме Анно появляется Хрущев, которого блистательно играет Боб Хоскинс, за десять лет до этого сыгравший его заклятого врага Берию. При этом Никита Сергеевич, который, на самом деле был всего лишь членом военсовета фронта, то есть комиссаром, здесь в отсутствие командующих армией и фронтом выглядит вдохновителем сталинградской победы, Впрочем, ждать от кино точного соответствия историческим фактам не приходится – у него свои правила. Хрущев-Хоскинс собирательный образ военного комиссара, задача которого – поддерживать боевой дух войска, и на то, как он его поддерживает, стоит посмотреть. И вообще, стоит посмотреть на то, как американские и английские актеры под водительством французского режиссера изображают нас и нашу победу – не скрывая горькой правды, но с уважением и достоинством.