
Подборка лучших короткометражных мультфильмов последних лет, среди которых выделяется российский «Мы не можем жить без космоса»
Подборка лучших короткометражных мультфильмов последних лет, среди которых выделяется российский «Мы не можем жить без космоса».
Школьник на уроке биологии грезит о том, что бы сделал, если бы был богом. Индийский мальчик, любящий голливудские сериалы, представляет богов индуизма как супергероев. Космонавт тяжело переживает гибель друга. Медведь-кукловод показывает спектакль о том, как лишился семьи. Суслики отбирают сочный плод у стервятника. Женщина из будущего навещает саму себя из прошлого. Лисица и мышь заводят дружбу на почве неприязни к сове. Светофор на проселочном перекрестке вспоминает, как однажды оказался по-настоящему полезен. Бабушка рассказывает внучке сказку «Спящая красавица» с точки зрения ведьмы, а не принцессы.
В отличие от полнометражных мультфильмов, претенденты на «Оскар» в категории «лучший короткометражный анимационный фильм» практически не выходят в российский широкий прокат. Единственным исключением являются работы студий Pixar и Walt Disney, которые демонстрируются перед началом их полнометражных лент. Поэтому подборки Oscar Shorts предоставляют уникальный шанс увидеть, возможно, лучшие короткометражные мультфильмы планеты на большом экране. В подборку «Oscar Shorts 2016: Мультфильмы» вошли все номинированные в этом году мультфильмы, кроме британской ленты «Пролог», а также еще пять картин, которые авторы подборки сочли заслуживающими внимания.
Рассказ об этих лентах, разумеется, нужно начать с российского мультфильма Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». Не только потому, что он наш, но и потому, что он самый драматичный и трогательный в сборнике. Хотя это технологически старомодное и графически скупое полотно, его эмоциональность с лихвой искупает визуальную скудость, и в его кульминации нельзя удержаться от слез. А сколько тем фильм затрагивает всего за 15 экранных минут! Тут и стремление людей в космос, и преданная дружба, и мужская состязательность, и ребячливая непоседливость, и тяготы подготовительных испытаний… И многое другое. Повествовательно лента Бронзита столь многогранна и выразительна, что мы бы безо всякого подсуживания «своим» присудили ей «Оскар», если бы решение зависело от нас.
Киноакадемики, однако, предпочли чилийскую ленту «Медвежья история» о разлученном с семьей медведе, которая аллегорически намекает на преступления диктатуры Пиночета. Голливудцев можно понять – компьютерный мультфильм Габриэля Осорио-Варгаса графически и технически куда сложнее, чем лента Бронзита, и это тоже драматичное и эмоциональное повествование, только уже не о дружбе, а о семье. И, конечно, все мы знаем, как киноакадемики любят ленты о том, как раньше все было плохо, и о том, как государство и общество преследуют ни в чем не повинных людей.
Однако «Медвежья история» – это вдвойне отстраненное повествование, поскольку герой ленты превратил в кукольную сказку то, что произошло с ним – и что, в свою очередь, было отражением судьбы дедушки режиссера. Двойной барьер столь ослабляет заложенные в мультфильме чувства, что «Медвежья история» воспринимается умом, а не сердцем и душой. Кроме того, это не столько рассказ о государственном терроре в Чили, сколько размышление о том, как трагедии порождают произведения искусства. Основная тема российского мультфильма куда как человечнее и ближе широкому зрителю. Зато графика «Истории» впечатляет – отличная имитация кукольной анимации.
«Мир будущего» американца Дона Херцфельда – крайнее воплощение принципа «минимум графики, максимум идей». Эта примитивно нарисованная и анимированная лента представляет собой причудливую лекцию о будущем, которую проникшая в прошлое героиня читает малышке, которой была когда-то. В этой лекции фигурируют поколения клонов, влюбленность в камни, лунные роботы, оцифровка душ и многое другое, и Херцфельд с тем же успехом мог бы написать эссе о своих футуристических грезах. Правда, толика художественности в «Мире будущего» все же есть, но по сути это идейный «наброс», который лишь притворяется мультфильмом.
Напротив, лента пиксаровца Санджая Пателя «Санджай и его команда» впечатляет визуально, но в идейном плане сводится к признанию в любви режиссера к его религиозному отцу, предпочитавшему исконную веру телевизионной «голливудчине». Представление богов индуизма как команды супергероев – потенциально интересный сюжетный ход, однако в коротком мультфильме эту тему можно лишь заявить, а не раскрыть. Это душевная лента, но не более того.
Фильм канадца Корделла Бейкера «Если бы я был богом…» демонстрирует мастерство его автора в создании кукольной анимации и сочетании нескольких графических стилей, но этим, в сущности, и исчерпывается. Ну да, у скучающих детей в классе бывают странные фантазии. И что с того?
Ирландская компьютерная лента Никки Фелана «”Спящая красавица” бабули О’Гримм» – это экранизация эстрадного скетча Кэтлин О’Рурк, в которой главная героиня маскирует свое стариковское ворчание под рассказывание сказки с точки зрения пожилой ведьмы, а не юной принцессы. Забавная, но надолго не запоминающаяся зарисовочка. Фильм был номинирован на «Оскар» в 2010 году.
Наконец, компьютерные мультфильмы «Короткая история лисы и мыши» и «Лови» – это технически компетентные, но сценарно непритязательные дипломные работы студентов французского художественного вуза ESMA, а американская рисованная лента Билла Плимптона «Самый одинокий светофор» не радует вообще ничем. Примитивная анимация, история «ни о чем»… И даже голос комика Пэттона не очень подходит для озвучания светофора, поскольку его ехидца тут не годится. У «верного служителя общества» должен был быть более искренний и наивный голос.
С 24 марта в кино.