От "Корабельных новостей" Лассе Хельстрома получит удовольствие тот, кто любит много холодного моря, много скалистых пейзажей Ньюфаундленда и много хороших актеров на одной территории (Кевин Спейси, Скотт Гленн, Джуди Денч, Джулианна Мур, Кейт Бланшетт). Женщины получат удовольствие от мелодрамы, "Оскровская" Академия -- от режиссуры, пенсионеры -- от полного отсутствия чего-либо непонятного, неприличного и нереального...
Все очень реалистично в этой двухчасовой жизни среднего американца, даже воскресение из мертвых. В таком нечасто появляющемся "абсолютно нормальном" кино есть своя прелесть. После короткого бурного старта с четким рассказом о том, как становятся неудачниками, начинается медленный, повседневный намек на светлое будущее. Но тут уже четко сделана многозначительность повседневности. Течет время, течет, вдруг мимолетом кто-то что-то буркнул – и мгновенно понятно, что на самом деле все вовсе не так, как выглядело до сих пор. Каждый из горожан имеет свой "скелет в шкафу". После переезда неудачника вместе с маленькой дочкой и старой теткой в родовое гнездо вылезают из прошлого и настоящего пираты и экстрасенсы, кораблекрушения, пара-тройка убийств, инцест, хотя происходит все это на фоне рабочих будней.
Отдельно прелестен кадр, когда старая тетка, украв у племянника урну с прахом его отца и добравшись наконец до дома, в первую очередь отправляется в старый покосившийся сортир, высыпает прах в выгребную яму, потом гордо садится над дыркой и делает свое дело со словами: "Вот ты и вернулся домой".
К сожалению, после двух часов нагнетания многозначительности развязка довольно жидкая. Ну, стал неудачник удачливым репортером местной многотиражки, но он бы им стал и без всякого нагнетания. Назвать долгожданной развязкой чудо, происходящее с хозяином многотиражки, язык не поворачивается: слишком откровенна цитата из сорокалетней давности классического "Слова" Дрейера. Да и то, что "жизнь не кончена в 31 год", известно вообще со времен Толстого. Никаким более свежим смыслом "Корабельные новости" не пахнут, хотя явно могли бы претендовать на философию времени и разгадку его законов. Изобретательность Хельстрома на это тянет. Недостаточно глубокомысленным оказался литературный первоисточник. У Энни Прулкс, по чьей типично женской книжке кино снималось, опять главное, чтоб хоть какие-то Он и Она повстречались и полюбили друг друга.
Друг друга полюбили Кевин Спейси и Джулианна Мур. Играют они хорошо, хотя гораздо лучше короткий начальный дуэт Спейси с Кейт Бланшетт. Кроме того, если нелепый парик, "омолаживающий" героя, было бы можно простить за разгадку законов времени, за мелодраму простить его довольно трудно. Особенно если вспомнить, что в "Красоте по-американски" в похожей ситуации актер обошелся как без мелодрамы, так и без парика. Но вот здесь вылезает уже недостаточность режиссера.
Дело в том, что Лассе Хельстром стал слишком много снимать. Большие и пафосные "Правила виноделов", "Шоколад", а теперь "Корабельные новости" появились буквально безостановочно друг за другом. Сосредоточиться в таком ритме можно лишь ненадолго, на каком-нибудь "общем настроении" и некоторых мелочах, которые успеваешь изобрести. Да, талант видно, но на большом и пафосном, чтоб оно ровно дышало и к чему-то вело, сосредоточиться не успеваешь.
Из нового фильма вышел в итоге гибрид двух предыдущих, только какой-то прихрамывающий, вихляющийся, лишенный "шоколадной" опоры на чудо и "винодельческой" опоры на его отсутствие.