Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Кровь, подарки, хо-хо-хо: 15 новогодних хорроров (для просмотра на праздниках)

Когда куранты уже пробили, а новогодние романтические комедии затерты до дыр и сладкая патока провоцирует не умиление, а скорее диабет, самое время переключиться на ужасы. Пока семейные фильмы и мелодрамы рисуют счастливые картинки лучшего времени года и радостного воссоединения близких под наряженной елкой, хорроры остаются главным камертоном социальных грехов: консьюмеризм, суициды, отчаяние и одиночество. Зимние праздники — самое тяжелое время года, и на то есть как минимум 15 причин.

Добавить в закладки
Кровь, подарки, хо-хо-хо

Джордж Бьюза в роли Санты на кадре из фильма «Рождественские Страшилки»

Джордж Бьюза в роли Санты на кадре из фильма «Рождественские Страшилки»

«Рождественские страшилки» — своего рода кровавый аналог «Реальной любви» в хоррор-сегменте: несколько историй разворачиваются в канун Рождества в городке Бейли-Даунс и его окрестностях (там же протекает действие франшизы «Оборотень»). Связующим звеном становится радиоведущий, перебивки которого служат сюжетными мостиками от одних героев к другим: подростки залезают в школу, которая когда-то была монастырем, чтобы снять блог с привидениями, несчастливую семью преследует Крампус (злобный дух Рождества), родители теряют ребенка в лесу, а сам Санта-Клаус вынужден воевать с зомби-эльфами. Калейдоскоп ужасов под трели колокольчиков вполне может разбавить патоку романтических комедий, к тому же в финале зрителя поджидает действительно парадоксальный твист.

Кадр из фильма «Гремлины»

Кадр из фильма «Гремлины»

Одновременно рождественский и антирождественский фильм, задавший тренд на деконструкцию образа праздника. На маленький городок, чьи жители утомились от однообразных серых будней и забыли о настоящем чуде, совершают набег жуткие кровожадные монстрики, которые разрушают кинотеатры и магазины, врываются в дома и убивают людей. Уникальность «Гремлинов» в том, что они ловко балансируют между стандартной голливудской историей (сценаристом, что иронично, выступил Крис Коламбус — автор «Одного дома») и разоблачением устаревших шаблонов — от простых праздничных истин до буквального уничтожения рождественских декораций (украшенных домов и улиц). Впрочем, несмотря на обилие чёрного юмора, в фильме Джо Данте есть место и всем тем вещам, которыми кишит любая новогодняя классика. Хотя главная мораль всё ещё о другом: никогда не мочите Могвая и не кормите его после полуночи.

Кадр из фильма «Черные Праздники»

Кадр из фильма «Черные Праздники»

Еще один хоррор-альманах, который, правда, нацелен на все праздники сразу и проходит кровавый круг от Дня святого Валентина до Нового года. Лучшему времени посвящено два сегмента, которые довольно сильно отличаются друг от друга. В первом, который так и называется «Рождество», снялся звезда 90-х Сет Грин, речь пойдет о критике бесконтрольного потребления и немного о технологиях будущего. В целом хорроры, как ни один другой жанр, всегда были чувствительны к экономической и неволшебной составляющей любого праздника — режиссер Скотт Стюарт не стал исключением. Вторая короткометражка Адама Иджипта Мортимера емко расскажет об одиночестве и отчаянии: в период праздников люди готовы бросаться в любые объятия, лишь бы не встретить бой часов в новогоднюю ночь наедине с собой. В целом «Черные праздники» воспринимаются как эпизоды одного сериала-антологии вроде «Сумеречной зоны» или «Баек из склепа», сделанных, может, и чуть с меньшим талантом, но будто бы с большим драйвом.

Скотт Пойтресс в роли Стива на кадре из фильма «Я поймал Дьявола»

Скотт Пойтресс в роли Стива на кадре из фильма «Я поймал Дьявола»

Вместе со своей женой Мэтт решает сделать сюрприз брату Стиву и приехать на Рождество без предупреждения. Сначала родственник ведёт себя подозрительно и недвусмысленно намекает на то, что гостям стоит покинуть дом, а потом и вовсе заявляет: у него в подвале сидит дьявол, которого ему, к счастью, удалось поймать. Картина инди-режиссёра Джоша Лобо большую часть времени будет водить зрителя за нос и заставит публику сомневаться в намерениях как Стива, так и его заложника. Когда тайное становится явным, темп, впрочем, не сбавляется: на смену саспенсу приходят кровавые разборки в чётырех стенах под рождественский антураж. Лучше фильма о семейном единстве и доверии не придумаешь.

Роберт Брайан Уилсон в роли  Билли Чэпмена на кадре из фильма «Тихая ночь, смертельная ночь»

Роберт Брайан Уилсон в роли  Билли Чэпмена на кадре из фильма «Тихая ночь, смертельная ночь»

В пересказе «Тихая ночь, смертельная ночь» может показаться одним из хорроров новой формации: в канун Рождества на глазах ребенка ряженный в Санта-Клауса психопат убивает всю его семью (мать подвергается и сексуальному насилию). Годы идут, а мальчик не может справиться с травмой, на нее накладывается воспитание матери-настоятельницы в приюте: наказания и табу (в том числе на секс) изменяют психику, и уже для восемнадцатилетнего юноши каждые зимние праздники становятся триггером. Тем не менее это не драматичный медлительный фильм ужасов с экзистенциальным кризисом на подкорке, а кровожадный слэшер в лучших традициях 80-х: кровь, топоры и обнаженка. В 1984 году фильм даже получил запрет на прокат: обеспокоенные родители боялись, что у их детей исказится образ праздника из-за Санты-убийцы. Это не помешало «Смертельной ночи» стать культовой и получить не только серию продолжений, но и своеобразный ремейк в 2012 году.

Надя Ламин в роли Лорен на кадре из фильма «Хозяева»

Надя Ламин в роли Лорен на кадре из фильма «Хозяева»

К дружной семейке на празднование Рождества приходит парочка соседей. Гости ведут себя подозрительно, почти не говорят и лишь изредка обмениваются зловещими взглядами. Напряжение за столом исчезнет, как только мать, долго болевшая раком, обрадует всех новостью о ремиссии. Но именно в этот момент молчаливый дуэт размозжит ей голову прямо перед родными и откроет охоту за всеми членами семьи. «Хозяева» могли бы стать «Гремлинами» XXI века — едким высказыванием на тему смерти духа Рождества, но под конец буксуют куда-то в сторону серьёзного герметичного триллера без морали и подтекстов. С другой стороны, следить за этим праздничным сурвайвалом даже без злой иронии безумно интересно.

Кадр из фильма «Санта на продажу»

Кадр из фильма «Санта на продажу»

«Санта» Ялмари Хеландера добрался до больших экранов через маленькие: его короткометражки снискали большую славу в Сети — замысел и правда примечательный. Американцы, бурящие сопку Корватунтури в финской Лапландии, под толщей льда находят будто бы самого Санта-Клауса. После этого в близлежащих землях запускается цепь странных событий: пропадают обогревательные приборы и дети, а в капкан живущих по соседству оленеводов попадает загадочный старик. Фильм резво проходится по ожиданию чуда, товарно-рыночным отношениям Европы и США и самым ярким приметам жанра. Это одновременно классический и нетипичный рождественский хоррор с детективным сюжетом, ознобом по коже, похищениями и ярким финалом.

Кадр из фильма «Месть елок»

Кадр из фильма «Месть елок»

Короткометражный фильм от режиссёра «Бомжа с дробовиком», тоже выполненный в стилистике задорного дешёвого exploitation. В один момент все рождественские ёлки сходят с ума и начинают убивать своих хозяев самыми изощрёнными способами — если это не один безумнейших праздничных сюжетов, то что? Айзенер мастерски работает с эстетикой кровавого «трэша»: кого-то дерево съест заживо, кому-то перережет горло праздничными украшениями. Даже зрители, далёкие от такого специфичного кино, едва ли останутся равнодушными — уж слишком заразительно безумие постановщика. К тому же если вы не готовы проводить 2 часа наедине с праздничными маньяками, хронометраж «Ёлок» более чем щадящий: за 15 минут вы не успеете устать от жестокой, но внушительной расчленёнки.

Райли Кио в роли Грейс Маршалл на кадре из фильма «Сторожка»

Райли Кио в роли Грейс Маршалл на кадре из фильма «Сторожка»

«Сторожка» — не совсем уместный перевод с английского the Lodge, пожалуй, здесь ближе к истине будет «охотничий домик» или хотя бы «хижина». Туда на праздничные каникулы отец и отправляет своих детей Эйдена (Джейден Мартелл из «Оно» Мускетти) и Мию (Лия МакХью) коротать дни до Рождества в компании с будущей мачехой (Райли Кио), сам он вынужден работать и вернется только к празднику. Дети совершенно не в восторге от этой перспективы: их мать (короткое появление Алисии Сильверстоун) покончила с собой, когда узнала о новом браке мужа, да и избранница не из простых — большую часть жизни Грейс провела в секте, откуда вышла лишь она, всех остальных ждал суицид. Тоскливые праздники в домике превращаются в лимб снежной пасторали стерильно белых холмов — календарь перепрыгивает на 9 января, генератор поломан, пропали не только теплые вещи, но даже собака Грейс. Режиссеры фильма Северин Фиала и Вероника Франц заигрывают с ожиданиями и не торопятся открывать карты, в атрибутах католической веры они балансируют между гранями психоза: то ли бывшая сектантка сходит с ума, то ли дети издеваются над мачехой, то ли и правда в скованном снегом домике завелось «нечто» из потустороннего мира. «Сторожка», как и прочие хорроры последних лет, крутит хоровод травмы на экране, но не торопится прийти к рождественскому примирительному финалу, где неродные люди в одночасье становятся семьей.

Элла Хант в роли Анны Шеперд на кадре из фильма «Анна и апокалипсис»

Элла Хант в роли Анны Шеперд на кадре из фильма «Анна и апокалипсис»

Зомби-хоррор-мюзикл о Рождестве и о подростковых проблемах. Главная героиня — старшеклассница Анна — после школы мечтает улететь в Австралию, несмотря на желание отца отправить её в университет. Во время подготовки к празднику и очередной ссоры протагонистки с близкими никто не замечает, как улицы города заполоняют ходячие мертвецы. Сюжет о зомби-апокалипсисе встраивается в форму наивного тинейджерского мюзикла о любви и непонимании, преодолении себя и жизни среди (как метафорически, так и буквально) живых трупов. Музыкальных вставок здесь, конечно, меньше, чем хотелось бы, но когда на фоне начинает играть очередной шлягер, а герои тем временем разбираются с кровожадными упырями с помощью подручных средств, быстро забываешь о всяких недостатках ленты.

Оливия Хасси в роли Джесс Брадфорд на кадре из фильма «Черное рождество»

Оливия Хасси в роли Джесс Брадфорд на кадре из фильма «Черное рождество»

Под потолком висит омела, а в телефонной трубке раздаются шепоты и крики: неизвестный терроризирует по телефону студенток, да и ситуация в городке довольно напряженная — одну девушку недавно изнасиловали, а их соседка не явилась на встречу с отцом. Канадский хоррор Боба Кларка вышел в один год с «Техасской резней бензопилой» — им приписывают начало кровавого шествия слэшеров, которые захватили киноэкраны в 80-х. Сама история «Рождества» вдохновлена реальными событиями в Квебеке, которые со временем стали городской легендой. Несмотря на то что фильм стал предвестником жанра «кровавой бани», по темпу и звучанию он больше походит на современные неспешные фильмы ужасов, в главной роли — Оливия Хасси, та, что играла Джульетту у Франко Дзеффирелли.

Эмили Блант на кадре из фильма «Призраки»
Эмили Блант на кадре из фильма «Призраки»

Возможно, самое мрачное рождественское кино из списка. Молодая симпатичная студентка (Эмили Блант) в канун праздника ищёт того, кто мог бы подбросить её до родного города. Помощь находится моментально — компанию ей составит подозрительный паренёк, который, как позже окажется, сталкерил героиню. Случайным образом они застревают посреди заснеженной дороги: ночь подбирается всё ближе, температура падает всё ниже, и вокруг машины то и дело появляются странные люди. Философский хоррор о цикличности времени, который лишён задора предыдущих лент из подборки, но этим и хорош: вместо деконструкции праздника — мрачная история о призраках, где Рождество служит лишь гнетущим фоном.

Николь Кидман в роли Элис Хэрфорд на кадре из фильма «С широко закрытыми глазами»

Николь Кидман в роли Элис Хэрфорд на кадре из фильма «С широко закрытыми глазами»

Мифическая и гипнотическая предпраздничная одиссея доктора Уильяма Харфорда стала последним фильмом и для брака Николь Кидман и Тома Круза, и для Стенли Кубрика. После завершения монтажа фильма-долгостроя режиссер умер, не дождавшись выхода картины в кинотеатрах, — последней его волей стал запрет на дубляж. Возможно, спорное и сновидческое путешествие по кризисам пары среднего возраста и тайным обществам Нью-Йорка и встает особняком в этом списке новогодних страшилок, но все же это ещё один взгляд на праздники как на рубежи, в которые принято подводить итоги: года, отношений или целой карьеры одного из величайших режиссеров.

Кадр из фильма «Новогодняя история»

Кадр из фильма «Новогодняя история»

Испанский хоррор о детях, которые находят беглую преступницу, застрявшую в яме, и пытаются отнять у неё украденные деньги. После череды пыток у злодейки остаются силы, чтобы выбраться, и она открывает сезон охоты на непослушных школьников. От Рождества тут сразу несколько атрибутов: во-первых, действие происходит во время праздничных каникул, а во-вторых, антагонистка одета в костюм Санты. Никакой рождественской морали, к счастью, нет, зато в финале зрителей поджидает крайне жестокий эпизод, который может потягаться даже с одиозными сценами из голливудских хорроров. Что странно вдвойне, в финале сочувствия к антагонисту будет даже больше, чем к детям-садистам.

Билл Мюррей в роли Фрэнка Кросса на кадре из фильма «Новая рождественская сказка»

Билл Мюррей в роли Фрэнка Кросса на кадре из фильма «Новая рождественская сказка»

Очередная экранизация классики Диккенса в индустриальных декорациях. Фрэнк работает начальником на телевидении и проявляет себя только с худших сторон: увольняет коллег за малейшие промашки, думает лишь о деньгах и совсем позабыл о рождественском чуде. Однажды его постигает кара: как и Скрудж из оригинального произведения, он вынужден будет столкнуться с тремя духами (настоящего, прошлого и будущего), которые изменят его взгляд на мир. В сказочные мотивы вплетаются по- настоящему жуткие персонажи — скелеты и призраки, — а сам фильм становится куда мрачнее диккенсовской повести, даже несмотря на то, что главную роль здесь играет балагур Билл Мюррей.


Текст: Настасья Горбачевская, Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?