Замечаете ли вы, насколько важными бывают первые и последние кадры фильма? Как меняется восприятие одного и того же изображения спустя время? Предлагаем посмотреть (или пересмотреть!) шесть отличных фильмов, построенных на приеме совпадения первого и последнего кадров.
Внимание: в тексте есть спойлеры!
«Мыс страха» — психологический триллер Мартина Скорсезе, ремейк одноименного фильма 1962 года. Главный герой, Макс Кэйди (Роберт Де Ниро), выходит из тюрьмы после 14 лет заключения. Его единственное желание — отомстить адвокату Сэму Боудену (Ник Нолти), которого герой обвиняет в предвзятости и сокрытии важных деталей дела. Кэйди начинает терроризировать семью Боудена, играя на их страхах и доводя адвоката до предела. Только один человек реагирует на появление Макса неожиданным образом — это дочь Сэма Даниэль (Джульетт Льюис). Она с интересом изучает новую фигуру в своей жизни и неожиданно очаровывается сексуальной опасностью, исходящей от преступника. Картина получила положительные отзывы критиков, а Роберт Де Ниро и Джульетт Льюис были номинированы на премии «Оскар» и «Золотой глобус» за свои роли.
«Мыс страха» начинается и заканчивается крупным планом глаз Даниэль. В начале она еще ребенок, который находится на пороге взросления, но то, что происходит с героиней, не просто очередной этап — это событие формирует личность девушки. Мы видим ее глаза и слышим слова, которыми Даниэль начинает и заканчивает повествование. Все это — ее история.
«12 обезьян» — научно-фантастический триллер Терри Гиллиама, рассказывающий о Джеймсе Коуле (Брюс Уиллис), заключенном из постапокалиптического будущего 2035 года, который получит шанс на свободу, если отправится в прошлое и предотвратит распространение вируса, уничтожившего большую часть человечества. Коул попадает в 1990 год, за шесть лет до начала эпидемии. Череда событий приводит героя в психиатрическую больницу, где он встречает Кэтрин Рэйли (Мэделин Стоу) и Джеффри Гойнса (Брэд Питт). Коул пытается распутать тайну загадочной организации, которая, возможно, ответственна за распространение вируса, но чем больше времени он проводит в прошлом, тем сильнее сомневается в собственном здравомыслии.
Фильм начинается и заканчивается крупным планом глаз главного героя. Прошлое и будущее сплетаются воедино, ведь Джеймс становится двойным свидетелем начала катастрофы: он присутствует в аэропорту одновременно в двух ипостасях — в качестве ребенка и взрослого. Прошлое и будущее оказываются связаны через главного героя — его участь предрешена, цикл времени не разорвать.
«Оружейный барон» — криминальная драма Эндрю Никкола, рассказывающая о жизни Юрия Орлова (Николас Кейдж), эмигранта из СССР, который стал одним из крупнейших нелегальных торговцев оружием. Фильм начинается и заканчивается одинаковым кадром, на котором изображен главный герой, стоящий на поле, усыпанном гильзами. Его бизнес — это бесконечный цикл насилия. Несмотря на события, происходящие в фильме, в мире продаж оружия ничего не меняется. Пережив несколько личных трагедий, Орлов все равно продолжает криминальную деятельность. Камера движется по полю, демонстрируя количество оставленных гильз, — борьба с незаконной торговлей оружием и в мировом масштабе остается нерешенной проблемой.
«Исчезнувшая» — триллер-детектив, снятый Дэвидом Финчером по одноименному роману Гиллиан Флинн (она же выступила в качестве сценаристки). Фильм рассказывает о Нике Данне (Бен Аффлек), который в день пятилетия брака обнаруживает, что жена Эми (Розамунд Пайк) внезапно исчезла. Следы борьбы и кровь в доме вызывают подозрения у полиции, и вскоре Ник становится главным подозреваемым.
В «Исчезнувшей» повторение практически идентичных кадров с изображением Эми, смотрящей на Ника, подчеркивает центральную тему фильма: токсичную природу брака главных героев. Мы видим крупные планы лица Эми и слышим голос Ника, который размышляет о ней и их отношениях. Это повторение предполагает, что, несмотря на драматические события, Ник в конечном итоге обнаруживает себя эмоционально и психологически в одном и том же месте. Герои проходят большой путь, но изменилось лишь наше отношение к ним — в финале, смотря в глаза Эми, мы видим гораздо больше, чем в начале.
«Спасти рядового Райана» — культовый военный фильм Стивена Спилберга, основанный сразу на нескольких реальных историях. События разворачиваются во время Второй мировой войны и начинаются с масштабной высадки союзников в Нормандии. В центре сюжета группа американских солдат во главе с капитаном Джоном Миллером (Том Хэнкс). Их задача — найти и спасти рядового Джеймса Райана (Мэтт Деймон). Все его братья погибли в бою, поэтому командование решает вернуть солдата домой. Картина стала вторым по кассовым сборам фильмом 1998 года и получила множество наград, включая пять премий «Оскар».
Первый и последний кадры «Спасти рядового Райана» — изображение развевающегося на ветру американского флага. С ним монтируется пожилой Джеймс Райан, который благодаря павшим друзьям-солдатам смог пережить войну и вернулся домой. История, которую мы видим, это его воспоминания, прокручивающиеся в голове в то время, когда герой смотрит на сотни белых крестов с именами. Изображение флага становится символом множества, ведь не только Райан снова и снова задается вопросами: «Достоин ли я той жертвы, которую принесли солдаты? Заслужил ли я быть тем, кто выжил?»
Драма корейского режиссера Ли Чхан-дона «Поэзия» рассказывает о жизни очаровательной Миджи, которая неожиданно сталкивается с серьезными трудностями: ее внук оказывается причастным к трагедии, приведшей к смерти школьницы, а сама Миджа узнает о прогрессирующей болезни Альцгеймера. В попытке сохранить связь с реальностью и не потерять возможность видеть прекрасное она записывается на курсы поэзии. Наблюдая за маленькими радостями окружающего мира, Миджа пытается переосмыслить жизнь и принять грядущие перемены.
Ли Чхан-дон размышляет о том, как умение обращаться к свету может служить путеводной нитью в самых мрачных жизненных ситуациях. «Поэзия» начинается и заканчивается панорамой одной и той же реки, но если в начале фильма мы видим просто приятный пейзаж и слышим звук быстрого течения неназванного водоема, то к финалу река перестает быть неизвестной точкой — это место, где начинаются и заканчиваются жизни. На Каннском кинофестивале «Поэзия» получила награду за лучший сценарий.