Возьмите одну суперзвезду, три года не появлявшуюся на киноэкране и страстно желающую вновь окунуться в пучину поклонения и восторгов зрителей (не говоря уж о том, чтобы подзаработать деньжат). Добавьте одного режиссера, приехавшего из другой страны и денельзя амбициозного, но так и не получившего всеобщего признания. Всыпьте в полученный раствор 125 миллионов долларов. Смешайте, но не взбалтывайте.
Возьмите одну суперзвезду, три года не появлявшуюся на киноэкране и страстно желающую вновь окунуться в пучину поклонения и восторгов зрителей (не говоря уж о том, чтобы подзаработать деньжат). Добавьте одного режиссера, приехавшего из другой страны и донельзя амбициозного, но так и не получившего всеобщего признания. Всыпьте в полученный раствор 125 миллионов долларов. Смешайте, но не взбалтывайте.
При таком простом рецепте вкус коктейля становится неприлично предсказуемым. Нет ни одного штампа из шпионских фильмов, который не был бы любовно протерт рукавом и бережно перенесен в канву нового шедевра – неважно, подходит он туда или торчит, как заячьи уши. Нужна сексуальная девушка – нет проблем, взяли каталог и подобрали по нему самую смазливую и экзотическую мордашку. Неважно, что девушка не умеет играть – она здесь не за этим. Что вы говорите? У Бонда девушек больше? Помилуйте, Том – прекрасный семьянин (чуть ли не единственный в Голливуде, кстати), он не согласится играть роль такого распущенного ловеласа (жена не позволит). Когда кончились чужие клише – в ход пошли собственные старые, но оригинальные когда-то находки – вроде сцены спуска Круза на тросе.
Отнюдь, я ничего не имею против первой части. Основные претензии зрителей к ней – это фирменная деПальмовская запутанность сюжета. Что греха таить – я и сам только со второго раза разобрался, кто кого убил и чью маску при этом носил. Поэтому в новых похождениях команды суперагентов от сюжета решили отказаться. Совсем.
Это оказалось совсем несложно. Две колбы – с зеленым и красным содержимым (нет, Нео, не трогой их руками!). Красная – ужасный вирус, убивающий человека за двадцать часов. Зеленая – противоядие (сюрприз!), которое за эти двадцать часов надо впрыснуть. Хороший повод поставить таймер на своих часах марки Swatch. Колбы попали в руки к плохим парням. Задача: уничтожить вирус, пока плохие парни не воспользовались им в своих плохих целях. Парней, соответсвенно, можно тоже не жалеть.
Впрочем, ни о какой преемственности относительно первой части или телесериала речи и не идет. Взять хотя бы Энтони Хопкинса в роли главы подразделения. Если в первой "Миссии" Джон Войт был в самом центре операции, рядом со своей командой, то теперь руководитель ведет себя в точности как "М" в последних похождениях Бонда – сидит на другом конце света и дает ценные указания сотрудникам, появляясь за весь фильм в общей сложности минут на десять. Никакой команды, собственно, больше и нет – есть сияющий и наслаждающийся своей крутизной Том Круз, и есть пара его помощников, заполняющих время между трюками и выстрелами. Я все время ждал, что Том сдернет очередную маску, а под ней окажется Пирс Броснан с его саркастической улыбочкой. Но нет – лица режиссера и актеров оставались серьезны до самых титров.
Все время всего просмотра меня не покидало ощущение, что все это я уже где-то видел. Но, в отличие от реального дежа-вю (привет Вачовским), ощущение это было совершенно правильным. Люди, подпрыгивающие, летящие, поворачивающиеся в воздухе на триста шестьдесят градусов и успевающие при этом выпустить по обойме с обеих рук, причем делающие это медленно, как во сне… Спасибо, мистер Ву, мы в курсе, что вы умеете это делать очень хорошо. Может, что-нибудь пооригинальнее, поновее? Эй, кто нибудь!?
Впрочем, я увлекся отрицательными моментами. Джон Ву – несомненно сильный визуалист (правда, голубями своими изрядно поднадоел), но при этом абсолютно никудышный драматург. Тэнди Ньютон – ну просто никакая актриса, часто моргающая перед камерой и все время старающаяся повернуться к ней более интересными своими деталями. Впрочем, как я и говорил, актерского мастерства от нее не требуется, как сказал герой Энтони Хопкинса – "Она вполне годится для постельных утех и наглой лжи – как и любая женщина". Том Круз – отличный актер, немного потерявший в последнее время чувство ральности. Если бы не сумасшедший бюджет, который чрезмерно расслабил команду – мог бы получиться великолепный развлекательный фильм, уж всяко не хуже "Матрицы".
Компьютерные спецэффекты нечасты, но удачны. Окончательно побежден латекс – теперь смена личин главных героев делается целиком с помощью компьютера, выиграв в крупных планах и реалистичности (собственно, реалистичность стала просто реальностью), зато потеряв слегка при этом в динамике, поскольку вставлять монтажную склейку в этот процесс выходит дороговато. Ну да ничто не дается бесплатно, особенно в голливудской продукции (еще раз медитируем над цифрой 125). Маски свою роль сыграли – не слишком искушенный зритель действительно морщит лоб, пытаясь понять, кто же кто на самом деле на экране.
Боевые сцены, погони и перестрелки смотрятся просто блестяще. Никто и не сомневался, собственно. Дуэт Круз-Ву приложил все усилия, чтобы их заметили и оценили, чтобы фильм получился удачным (читай – кассовым), поэтому лез из кожи вон. Кун-фу, полеты на мотоциклах и вертолетах, прыжки с парашютом и со страховочным тросом, или совсем без страховки. Том радовался, как ребенок, самостоятельно исполняя головокружительные трюки, в то время как Ву обливался холодным потом (видимо, представляя себе разборки со страховыми компаниями). Взрывы, падения, свободно пролетающая сквозь все это камера (как у Бондарчука-старшего в "Войне и мире"), великолепный, сочный объемный звук – похоже, определился еще один претендент на Оскары в технических номинациях.
Так что миссия выполнена. Кассовые сборы просто рекордны, зрители валом валят в кинотеатры. Вот только выходят они оттуда немного обескураженные и слегка разочарованные. Черт побери. Может, стоило взболтать?