Уэйд «Дэдпул» Уилсон — самый смешной, кровавый и отмороженный из персонажей Marvel. И единственный, кто прекрасно понимает, что существует в рамках кинокомикса. Эта сверхспособность, недоступная прочим супергероям, добавляет историям о Дэдпуле еще одно измерение и превращает любое появление Уилсона на экране в пир метаиронии и туалетного юмора. Между тем фильмов о Дэдпуле могло и не быть. Разбираемся, как нецензурный герой пробрался в кино и какую роль в его судьбе сыграл Райан Рейнольдс.
Из комиксов на киноэкран
Впервые Дэдпул появился на страницах 98-го выпуска комикса The New Mutants в 1991 году. Художник Роб Лайфелд настолько вдохновился злодеем DC Слейдом Уилсоном, также известным как Дефстроук, что почти дословно перенес умелого стрелка и мастера холодного оружия во вселенную Marvel. Даже имя нового персонажа — Уэйд Уилсон — мягко напоминало об источнике вдохновения. Однако, в отличие от сурового прототипа, Дэдпул относился к жизни гораздо легче, и его настоящей силой стало осознание себя как героя комиксов.
Когда в нулевых «Люди Икс» сорвали большую кассу, студии бросились покупать права на все комиксы, до которых могли дотянуться. Дэдпул достался ныне почившей Artisan Entertainment, у которой были планы на производство целой серии фильмов про супергероев Marvel — от Капитана Америки до Черной пантеры. После поглощения Artisan студией Lionsgate болтливый наемник перекочевал к New Line Cinema. Тогда же проектом заинтересовался Райан Рейнольдс. Во-первых, потому что актер, как и Дэдпул, канадец. А во-вторых, в одном из комиксов Уилсон говорил, что выглядит как Райан Рейнольдс, скрещенный с шарпеем (эта шутка позже в чуть измененном виде перекочевала в первый фильм о Дэдпуле).
У New Line, впрочем, дело не дошло даже до сценария, и права на персонажа утекли к 20th Century Fox. Студия уже работала над фильмом «Люди Икс: Начало. Росомаха», и Дэдпул с лицом Райана Рейнольдса наконец появился на экране. Фанаты остались, мягко говоря, не в восторге от такого обращения с любимым персонажем. Да, в начале фильма Уилсон полностью соответствовал образу из комиксов — отвязно шутил, виртуозно орудовал катанами и изрядно раздражал буквально каждого из членов команды мутантов, включая Росомаху. Но по не известным до сих пор причинам в финале картины Дэдпул предстал перед ошарашенным не меньше зрителей Логаном обритым болванчиком с зашитым ртом и выдвигающимися из рук мечами только для того, чтобы скоропостижно умереть в нелепой CGI-драке.
Долгая дорога домой
Сольник Росомахи практически похоронил идею подарить Дэдпулу собственный фильм. Fox всегда была известна умением превращать потенциальные хиты в эпитафии на надгробиях. Но кто-то из функционеров студии все же решил дать наемнику второй шанс, нанял сценаристов Ретта Риза и Пола Верника и дал авторам полную творческую свободу. Результатом стал самый отвязный, смешной и кровавый сценарий кинокомикса со взрослым рейтингом. И, по мнению студии, абсолютно бесперспективный. В 2010-х никто не верил в кассовый успех фильмов с рейтингом R, ведь чисто математически на такие картины ходило меньше людей — из уравнения исключались семьи и подростки до 18 лет. Сценарий Риза и Верника отправили в долгий ящик, а оттуда загадочный доброжелатель слил его в Сеть.
Fox снова оказалась под ударом фанатов Дэдпула и наконец, сжалившись, подрядила на производство тестового материала никому не известного мастера по визуальным эффектам и аниматора Тима Миллера. У Миллера не было ни режиссерского опыта, ни имени, и, очевидно, кто-то в студии решил, что короткометражка докажет бесперспективность проекта и Дэдпул умрет окончательно. Так и произошло — двухминутный фильм был готов в 2012 году, в Fox провели тестовый показ и благополучно закинули запись обратно на дальнюю полку. Пока два года спустя очередной загадочный доброжелатель не слил короткометражку в Интернет. Опять.
Триумф Пула
Фанаты были в полном восторге. Дэдпул с голосом Райана Рейнольдса в каноничном костюме мочил шутки и врагов на какой-то автостраде и в свойственной ему непринужденной манере вдребезги разбивал четвертую стену. Все это, конечно, было ужасного пиратского качества, но Интернет тут же лишился покоя. Поднялись флаги борцов за релиз полноценного фильма, и фанатские армии пошли на штурм 20th Century Fox. Студия продержалась меньше года, производство «Дэдпула» стартовало в 2015-м, а режиссерское кресло триумфально занял Тим Миллер.
До сих пор доподлинно не известно, кто же был тем святым человеком, что отважился выложить судьбоносную тестовую запись в Сеть. Кто-то утверждает, что это сделал сам режиссер, когда понял, что фильм вряд ли будет снят. Миллер же все отрицает, а Рейнольдс в одном из интервью заявил: «Если бы я знал, что слив станет причиной [съемок фильма], то сам бы это сделал». Студия же даже после ажиотажа выделила на производство скромные 58 миллионов долларов — сумму, смешную по меркам супергеройского кино. Но наплевательский подход со стороны руководства развязал Миллеру и Рейнольдсу руки — они могли снимать фильм так, как им хотелось, и будь что будет.
Что произошло дальше, прекрасно известно всем, кто следит за миром кинокомиксов. Первый «Дэдпул» стал самым кассовым фильмом с рейтингом R, а сиквел, бюджет которого был уже вдвое больше, закрепил успех и дал возможность появиться на свет остальным взрослым фильмам по комиксам. Не будь «Дэдпула», никто, возможно, не позволил бы Джеймсу Ганну снять «Отряд самоубийц» или Тодду Филлипсу — «Джокера», уверенно захватившего первую строчку рейтинга самых кассовых фильмов, что прежде возглавлял «Дэдпул».
По всем прогнозам, «Дэдпул» просто не должен был работать. Но удивительным образом обстоятельства сложились в пользу фильма Миллера. Сказалось сразу несколько факторов. Во-первых, Райан Рейнольдс идеально перевоплотился в Уилсона, как будто Дэдпул всю жизнь ждал именно его, как Индиана Джонс — Харрисона Форда или Ганнибал Лектер — Энтони Хопкинса. Во-вторых, публика стала уставать в равной степени и от ярких конвенциональных супергероев Marvel, с бравадой спасающих мир от очередной напасти, и от сложных парней DC с хмурыми лицами и тяжелой судьбой. На фоне этого сборища отвязный Дэдпул, шинкующий врагов катаной и ломающий комедию уровня «Тупой и еще тупее», выглядел невероятно свежо. И, наконец, в-третьих, выстрелил партизанский маркетинг с активным привлечением соцсетей и методов продвижения под стать нестандартному продукту.
В конце концов триумф болтливого наемника привел его к кроссоверу с другим любимым всеми фанатами комиксов Marvel персонажем — Росомахой в исполнении специально вернувшегося к этой роли Хью Джекмана. А пока закадычные друзья-сквернословы штурмуют кинотеатры планеты в надежде на новый рекорд, Marvel уже планирует следующие появления Дэдпула в компании Людей Икс или, кто знает, даже Человека-паука. Бесконечность — не предел, особенно когда она подкреплена миллиардными сборами.
Впрочем, не сильно удивляет, что именно такие фильмы собирают сейчас кассу...
Эх, люди, разучились отделять шлак от искусства