
Фильм-катастрофа о нелёгкой работе дайверов – красочная, но монотонная хвала героизму.
Трем дайверам (Финн Коул, Вуди Харрельсон и Симу Лю) поручено заменить участок трубопровода, который направляет газ на дне Северного моря. Задача в целом для них обычная, но есть нюанс: из-за бушующего шторма обрывается кабель, соединяющий дайвера Криса Лемонса с кислородом и связью. В запасе у Лемонса лишь несколько минут – товарищам нужно поторопиться, чтобы спасти коллегу, лежащего на морском дне.
Изнурительное испытание на грани смерти, бросающее вызов и себе, и морским стихиям – обычное дело для драм и фильмов-катастроф. В том числе и документальных: реальная история Криса Лемонса, оказавшегося в ловушке на глубине около 100 метров, наделала шуму и уже была рассказана в доке «Последний вздох» Алекса Паркинсона (он же срежиссировал и игровой фильм). Фиксацией произошедшей аварии дело не ограничилось – теперь сюжет перерос в триллер с привычными жанровыми конвенциями: лимитом времени на спасение, замкнутой средой и дуэтом героев, которые делают все возможное, чтобы вытащить товарища со дна, переборов подводную тьму и шторм.
Если вы видели документальный фильм Паркинсона, то «Дыхание шторма», скорее всего, вряд ли покажется захватывающим. Непредвиденные ситуации нередко доказывают, что в жизни есть место чуду – и даже запасу кислорода (как поясняет режиссер, у дайвера Лемонса практически не было шансов выжить: либо задохнуться, либо умереть от переохлаждения). Из первых уст подобная история выглядит куда более устрашающей, чем в игровой перелицовке для больших экранов. В ленте, конечно, есть познавательные моменты: быт и мужской коллектив сатурационных дайверов – людей опасной профессии, занятых подводными работами (в основном добычей нефти, ремонтом кабелей и трубопроводов), методичный спуск в водолазном колоколе к месту, и все это с постоянным риском, когда жизнь зависит от страховочного кабеля и тросов.
Вот только фактора риска лишен сам фильм – он выписан дежурно и на редкость безлико. В каком-то смысле это вопрос умелых рук: можно поразмышлять, какие обороты, допустим, история обрела бы в авторстве Рона Ховарда – мастера экстремального жанра и режиссера «Аполлона-13». А в каком-то, безусловно, проблема материала – нам куда проще сопереживать реальным людям, чем экранным реконструкциям. «Дыхание шторма» может погрузить героев под воду и продержать там около 40 минут, но напряжение и эмоции зрителей едва ли проживут столько же. Картина выхолащивается, экстрим становится рутиной, даже неординарная среда и съемки (убедительные записи с онлайн-камер) и те пасуют перед общей скованностью жанра и истории, которой надо чинно дойти из точки А в точку Б.
Команда дайверов – люди невозмутимые и не склонные проявлять эмоции. Тем более что в подобной ситуации их выражение может быть чревато последствиями. То, что классифицирует героев как профессионалов, одновременно снижает ценность актерской работы – и Вуди Харрельсону, и Симу Лю особо нечего играть, лишь методично и хмуро выполнять миссию, пытаясь вытащить товарища без кислорода и особых шансов на спасение. Ода мужской находчивости и героизму? Безусловно. Есть ли в ней кинематографичность? Едва ли. «Это как полететь в космос, только под водой», – успокаивает герой свою жену. Можно увидеть в этой картонности даже определенное преимущество – триллер не избыточен в драматизме, а это любо-дорого для фильмов-катастроф, часто спекулирующих на человеческих эмоциях.
В необходимые моменты «Дыхание шторма» не лишено зрелищности, правда, по-своему минималистской – мы смотрим на тело дайвера, прикованное к морскому дну, всполохи красных и зеленых цветов, романтику и одновременный ужас подводной стихии, напряженный взгляд Харрельсона. Как только действие переходит в рулевую рубку, фильму ничего не остается, кроме имитации документального реализма, а значит, повторения уже пройденного. Жена ждет своего «астронавта» с миссии и обязательно дождется – иногда в жизни все бывает как в кино. А нужен ли фильм и без того кинематографичной истории реального чуда и спасения? Можно не задаваться этими вопросами и найти в картине чисто просветительскую пользу – она обращает внимание на невоспетых героев, которые ценой жизни обеспечивают людям тепло, сетевые коммуникации и прочие блага, зарываясь в морских глубинах. О космонавтах знают все, о дайверах, пожалуй что, единицы.