Константин Эрнст, Генеральный директор Первого канала, о кризисе, рынке рекламы и судьбе сериалов.
Константин Эрнст, Генеральный директор Первого канала, о кризисе, рынке рекламы и судьбе сериалов.
-- Повлияет ли мировой финансовый кризис на российскую киноиндустрию?
-- Безусловно, повлияет. Фильмов будет производиться меньше, бюджеты их станут скромнее, драматургия – точнее, а актеры наконец будут просить человеческие гонорары. Наверное, исчезнут большие постановочные колоссы. Но для российской киноиндустрии они сейчас в принципе не очень актуальны.
-- Как кризис повлияет на кино, которое снимает Первый канал?
-- Первый канал, скорее всего, вернется к концепции, от которой мы хотели уходить – когда фильм является частью сериала или мини-серии. Начнем запускать проекты, где основной упор будет делаться на современную драматургию и, наверное, урежем постановочный размах.
-- Есть ли какие-то проекты, от которых уже сейчас пришлось отказаться или существенно изменить?
-- Да, мы отказались от части проектов, которые рассчитывали на предыдущее состояние мировой экономики. А ряд проектов, которые лежали у нас на сценарной полке, как раз активизировали. Они не требуют больших денег, но сами по себе интересны.
-- Насколько вообще Первый канал зависит от внешних источников финансирования, кредитов и инвестиций?
-- Мы берем только краткосрочные кредиты и только потому, что деньги за рекламу приходят в одно время, а тратить на производство и содержание канала нужно ежедневно. Единственным серьезным кредитом Первого канала были 100 миллионов, полученные сразу после дефолта. К концу этого года, слава Богу, окончательно по этому кредиту расплатимся. Надеюсь, новых брать не придется.
-- Знаете ли вы проекты, не относящиеся к Первому каналу, вставшие из-за отсутствия финансирования/кредитования?
-- Знаю, но называть не буду – может быть, они еще смогут найти себе финансирование.
-- Правда ли, что себестоимость фильмов, снятых в России, все расходы, включая гонорары актерам и зарплаты, условно говоря, осветителей, а также цена проката оборудования, непристойно высока?
-- Зачастую не непристойно, а отвратительно дорого. Без всяких на то оснований.
-- Отразится ли кризис на себестоимости фильмов? Получится ли в ближайшие годы находить 10 миллионов долларов на съемку кино?
-- Думаю, что вряд ли кто-то захочет вложить такую сумму в один фильм. Слишком велик риск не вернуть деньги.
-- Тогда каков он – стандартный производственный бюджет кинофильма в 2009-2010 годах?
-- Полтора, два, два с половиной, три миллиона долларов…
-- Самый главный вопрос: обвалится ли телевизионный рекламный рынок?
-- Обратитесь к господу Богу. Мы молимся ему, чтобы не обвалился. К сожалению, прогноз негативный. В первом полугодии рынок может "сесть" на 30 процентов.
-- Если прогноз подтвердится, как это повлияет на производство сериалов и телефильмов?
-- Сериалов станет меньше, производство их будет дешевле, и думаю, что вероятность этого чертовски высока. Причем производителями этих сериалов останутся те, у кого хватит ума и опыта производить это дешевле настолько же, насколько упадет рекламный рынок, и продавать свой продукт каналам по адекватной цене. Так что совет от телеканалов производителям: вместе упадем – вместе поднимемся. А кто не захочет падать синхронно, уйдет в производство диафильмов.
-- Сергей Сельянов, один из наших респондентов в этом проекте, сказал, что кризис – это очень хорошо для кино. Собственно, пример Великой депрессии в США это подтверждает. А вы с этим согласны?
-- Во время Великой депрессии кинобизнес действительно пошел в гору, потому что кино было самым дешевым способом развлечения. Но тогда не было телевидения. А сейчас именно ТВ выполняет функцию, которую выполняло кино во времена Великой депрессии. Так что вынужден разочаровать своего товарища Сергея Сельянова. Не стоит надеяться, что во время кризиса народ повалит в кино. Потому что кино – это, может, не слишком дорого, но за деньги, а телевидение для зрителя (но, увы, не для производителя) – совершенно бесплатно.
О том, как обычные люди предлагают бороться с кризисом, читайте в материале TimeOut – "Кризис: что будет с нами".