"Игра" -- футбольно-алкоголическая утопия Александра Рогожкина, в которой режиссер пытается подружить отечественное пьянство с победой нашей сборной в World Cup.
В Москве проходит финал World Cup, в который вышла наша сборная. Не менее фантастические события творятся также в Подмосковье на тренировочной базе РФС. Взбунтовавшаяся уборщица, которой не достался билет на матч, в знак протеста выбрасывает из окна бронированный сейф, а виртуозно спивающийся сторож Карлыч (Алексей Булдаков) предсказывает результат игры, чем в корыстных целях пользуется администратор команды с правильным именем М.Д.Звонов (Юрий Степанов) – закладывает лицам кавказской национальности "феррари" форварда, а вырученную наличность несет букмекерам. Игра идет вничью. Арбитры назначают пенальти…
С "Игрой" Александра Рогожкина вышла абсолютно та же история, что и с хотиненковским «1612» (2007). Все те же игроки (федеральный телеканал – известный режиссер), все те же большие ставки (духоподъемный хит про то, как "мы их победили") и серия пенальти, в которой выясняется, кто по кому сильней замочит – духоподъемный фильм по режиссеру, или хороший режиссер по национальному хиту. Лишь после разбора полетов стало ясно, что православный либерал Хотиненко пытался вытянуть из "1612" этакий гибрид Пикуля и "Нашей Раши". Но так как в фильм щедро инвестировалась госидеология, все вылилось в не пришей кобыле хвост. Вот и в "Игру" хорошо вложились большие, заинтересованные спонсоры (федеральный телеканал, РФС, Минкульт), отвечающие в этой стране за две национальные идеи – футбол и народный кинохит. Хвост, без которого хитовую кобылу показывать публике рискованно, позвали пришивать замечательного режиссера Рогожкина, воспевающего у нас, как известно, третью национальную идею – русских дураков. Концы с концами в этой игре не вполне сходятся, но обвинять режиссера Рогожкина, рука не поднимается, как и бросаться бутылками в его футбольно-телевизионных спонсоров.
Нет ничего зазорного в том, что серьезные государственные мужчины захотели сделать большую, заказную и оптимистичную футбольную утопию о победе нашей сборной в World Cup. "УЕФА", например, спонсировала в свое время «Гол!» /Goal!/ (2005) – несмотря на дурные ожидания картина получилась совсем не стыдная, и даже развившаяся в сиквел. И – ну да, действительно – нету у нас своего фильма про футбол. И мысль позвать на помощь Рогожкина, мастера бурлесков про пьющую отечественную бестолочь, была вполне логичной, раз уж русские дураки, с которыми режиссер прекрасно управляется, проходят у нас за национальную идею.
С дураками, однако, всегда трудно. И когда, весело пропив "феррари" форварда, рогожкинские раздолбаи вытягиваются вдруг в полный рост и начинают на полном серьезе зачитывать что-то в духе спич-райтеров провинциального отделения "Наших", отвечающих за работу с молодежью, возникает странное чувство, что тебя втянули не в грезу футбольного фаната, а в похмелье клерка РФС.
С другой стороны, хотя после "Игры" плясать на машинах, как после победы "Зенита", вряд ли захочется, фильм этот, похоже, просто оказался намного ближе к повседневной прозе отечественного спорта, нежели хотел кто-либо из создателей.
Какая страна – такая игра.