
Тривиальная и недотянутая, но обаятельная трагикомедия о шеф-поваре, который возвращается в профессию после наркотического загула
Тривиальная и недотянутая, но обаятельная трагикомедия о шеф-поваре, который возвращается в профессию после наркотического загула.
Выдающийся кулинар Адам Джонс (Брэдли Купер) рано стал парижским шеф-поваром, не выдержал эмоционального давления и пристрастился к спиртному и наркотикам. Когда он полностью разрушил свою жизнь, он сбежал в Новый Орлеан и три года приходил в себя, работая на подхвате в дешевой забегаловке. Теперь он переехал в Лондон, где живет большинство его прежних знакомых, и он вновь пытается стать одним из лучших шеф-поваров Европы.
Почему производственные драмы и комедии обожают рассказывать о рестораторах и шеф-поварах? Наверно, потому что в XXI веке не так уж много профессиональных занятий, которые понятны людям со стороны. Чем, например, отличается хороший программист от отличного? Трудно сказать, если не знаешь индустрию изнутри. А поварской талант может оценить даже тот, кто в жизни не был в пафосном ресторане. Все мы понимаем, что значит «сухое мясо», «недоваренная рыба» или «пересоленный соус». Плюс идеально приготовленное и поданное блюдо смотрится куда лучше, чем столбики букв и цифр или заумные чертежи.
Поставивший «Шефа» режиссер Джон Уэллс, ранее известный как продюсер знаменитых производственных телесериалов «Третья смена» и «Скорая помощь», знает толк в картинке своего любимого жанра. Он изображает ресторанную «магию» с таким смаком, что, когда выходишь из кинозала, хочется разбить копилку и потратить все сбережения на поход в высококлассное заведение из каталога «Мишлен» (действие фильма строится вокруг попыток Джонса получить высший мишленовский рейтинг «3 звезды»). Даже если вы в грош не ставите кухню «от кутюр», картина Уэллса убедит вас, что дорогие блюда стоят своих денег – не потому, что для их приготовления используются наилучшие ингредиенты, а потому, что шеф-повара днюют и ночуют на кухне, шлифуя свои творения и подбирая идеальные пропорции компонентов и идеальные технологии готовки. Конечно, не все корпят над своим меню так, как Адам Джонс. Но на то и рейтинги «Мишлен», чтобы отделять зерна от плевел.
Впрочем, «Шеф» – это все же кино о заглавном герое, а не об обжарке палтуса. А человеческая история ленты чаще разочаровывает, чем восхищает. В таких картинах герой на пути к вершине должен преодолевать препятствия одно выше другого, а Джонсу слишком легко все дается.
В самом деле, представьте себе, что вы после нескольких лет жизни в другой стране возвращаетесь к бывшим друзьям, отношения с которыми вы некогда растоптали и сожгли, и просите не о мелких услугах, а о том, чтобы они забыли прошлые обиды и полностью вам доверились. Как долго вам бы пришлось их уговаривать? Вполне возможно, что у вас бы ничего не вышло. А Джонс мгновенно собирает команду из бывших сотрудников и молодых поваров, получает в полное распоряжение специально для него оборудованный ресторан и устраивает истерику, когда в день открытия в зале оказывается несколько пустых столиков. Мол, его должны с порога простить не только все друзья, но и все клиенты. В дальнейшем же Джонс борется не просто за признание, а за высшее признание (сейчас в Британии и Ирландии всего четыре ресторана с тремя звездами «Мишлен»), и единственной преградой на его пути оказываются его собственные «тараканы». Люди буквально стелются перед ним, чтобы стать ступеньками на его пути к успеху, и ему нужно лишь вовремя принимать их помощь – что, собственно, и составляет его единственную сюжетную проблему.
Чтобы понять, какая у Джонса райская жизнь, достаточно посмотреть на главную героиню фильма Хелен (Сиенна Миллер), которая становится су-шефом в его заведении. Хелен – талантливый и знающий повар. Она просвещает Джонса по части кулинарных новшеств, работает вместе с ним над новыми блюдами, распоряжается на кухне в его отсутствие… И она делает все это, в одиночку воспитывая маленькую девочку и борясь с собственным алкоголизмом. При этом Хелен никто рестораны под ключ не вручает, под ее ноги никто не стелется, и ее, в сущности, никто не поддерживает, кроме старенькой мамы. Так почему же фильм об Адаме, а не о ней? Хелен куда больше заслуживает света софитов, чем взрослый мужик, который живет как избалованный ребенок. Фильм же видит в ней исключительно помощницу Адама и потенциальную романтическую партнершу.
Конечно, есть свой драматургический смысл в сюжете о наглом эгоисте, который, чтобы добиться профессионального совершенства, вынужден признать свою человеческую слабость и принять помощь окружающих. Но такой сюжет требует куда большего драматического давления, чем то, которое оказывается на Адама. И если герой, несмотря на его «подвиги», всеми любим, то ему лучше быть великим врачом, чем великим кулинаром. Вспомним доктора Хауса – ему многое сходит с рук, потому что он спасает человеческие жизни. Джонс же просто красиво выкладывает кусочки на тарелке. Почему это дает ему право вести себя как Хаус?
К счастью для «Шефа», мужское обаяние Брэдли Купера делает его персонажа почти сносным главным героем (Купер куда красивее, чем Миллер, что большая редкость среди кинопар). Кроме того, фильм снят как трагикомедия, а не как драма, и потому его не стоит принимать слишком всерьез. Чтобы получить от «Шефа» максимальное удовольствие, нужно расслабиться, не обращать внимания на психологические нестыковки, не кривиться от выспренних речей о смысле жизни и кулинарии, наслаждаться забавными сценами и шутками, облизываться при виде безупречно приготовленных яств, прощать Джонсу «хаусовость» ради его чистых голубых глаз… И искренне, по-детски переживать в тех нескольких сценах, где герою приходится нелегко. Иными словами, «Шеф» – это не элитное кушанье, а фастфудный гамбургер, которым можно наесться, если не задумываться о том, как и из чего он приготовлен.
С 12 ноября в кино.