Экзотический ресторан покоряет французских гастрономических критиков – без крысы в поварском колпаке, без Дмитрия Нагиева в руководстве, но так же вкусно, ярко и по-диснеевски мило. Bon аppetit!
Семья Хассана бежала из Индии, когда там начались народные волнения, в которых погибла мать молодого человека. После нескольких месяцев скитаний по Европе фургончик семьи Кадам терпит крушение в небольшом городке в Провансе, и выбившиеся из сил беженцы решают остаться в Сан-Антонине, купить домик и открыть небольшой ресторан национальной кухни. Индийский ресторан в глубинке Франции? Дела Хассана и его родных идут не слишком хорошо, ведь прямо напротив входа в их ресторан каждый вечер раскрывает свои двери конкурент, место встречи консервативных гурманов города – «Плакучая ива». Битва поваров превращается в жаркую схватку, ведь кухня требует не меньшей страсти, чем любовь.
Поклонники фильмов о еде и кухне, ликуйте! До дыр засмотрели диск с «Рататуем»? Спустили месячный лимит походов в кинотеатр на многократный просмотр «Кухни в Париже»? Грызете ногти в ожидании новых приключений Барина, Вики и Макса? Возрадуйтесь, в «Пряностях и страстях» вы найдете все то, за что мы любим кино и мультфильмы о еде, поварах, кухонных поединках, аперитивах, салатах, горячих блюдах, десертах, напитках… Ох, тут несложно увлечься. Желудочный сок уже выделился – вперед, в Прованс.
Безусловно, сложно представить себе более подходящую кандидатуру на пост режиссера в картину о Франции, эмигрантах, смешении культур, любви и преодолении. Открываешь фильмографию Лассе Халльстрема и замираешь: «Шоколад» и «Дорогой Джон», «Правила виноделов» и «Корабельные новости», «Казанова» и «Хатико» – стиль этого постановщика давно сформировался, и он идеально подходит к истории, изложенной в книге Ричарда Мораиса. Однако Халльстрем – это лишь первая составляющая большого рецепта. Второй важный ингредиент – студия DreamWorks. Больше всего «Пряности и страсти» похож на разыгранный живыми актерами анимационный фильм. Комичные деревенские домики на зеленых лужайках, холмы и долины, словно нарисованные для мультика о Микки, игра света, салюты и фейерверки, колоритный главный герой, словно сошедший с кадров «Аладдина», большеглазая красавица, достойная места в пантеоне Принцесс Disney, ворчливый папа, вылитый Карл Фредриксен, наконец, Стервелла, чопорная и высокомерная. Будь «Пряности и страсти» мультипликационным фильмом, все в голос называли бы его плагиатом Disney, но с живыми актерами, да еще такими талантливыми, фильм обретает эксклюзивность, особенность, неповторимость.
Возможно, сюжет истории Хассана и его семьи покажется кому-то незамысловатым. Действительно, все повороты действия определяются без малейшего напряжения. Ну что может получиться из схватки местной и экзотической кухни, из противостояния француженки, посвятившей жизнь совершенствованию своего вкуса, и индуса, хранящего тайны приправ нескольких поколений, на пересечении путей юного повара-азиата и девушки-су-шефа из сердца Прованса? Компромисс, объединение и любовь, кто бы сомневался. Но как можно каждый раз находить удовольствие от одного любимого ресторана, не меняющего свое меню и рецепты сотню лет, так и от простоты и понятности «Пряностей и страстей» можно глотать слюнку на первый, второй и последующие просмотры.
Справедливости ради нужно сказать, что Халльстрем продолжает следовать своей традиции «развлекая, поучай» и ненавязчиво, легко и изящно поднимает несколько традиционно актуальных проблем. Тут и преданность семье, и верность, и следование за мечтой. Нашлось в фильме место даже столь скользким и спорным темам, как отношение к мигрантам, неприятие чужой культуры, даже экстремизм. Благо, режиссер проходит между Сциллой и Харибдой проблем угодить и аборигенам, и «понаехавшим» с изяществом. Фильм вообще получился на редкость многонациональным – американцы с помощью инвесторов из ОАЭ снимают кино про индусов во Франции с британской звездой в главной роли силами шведского постановщика. Для полноты картины не хватало только русского злодея, но обошлось без него.
«Пряности и страсти» вообще обходятся без какого-то явного проявления зла, герои здесь противостоят в основном ярлыкам, предрассудкам, непониманию друг друга, собственной робости и неуверенности, чувствам, наконец. От этого фильм получается легким, как утренний омлет, нежным, как голубь в трюфелевом соусе, и воздушным, как взбитые сливки на десерте. Смотрите и не забудьте взять с собой носовые платки. Не всплакнете, так хоть слюни с подбородка подотрете.