Вплоть до XX века состояние меланхолии считали патологией. При этой «патологии» развиваются отчужденность, замкнутость, ранимость. Человек становится настолько восприимчив, что каждое резкое слово в его адрес бьет его в лоб, будто булава
Маленький принц преисполнен грусти и тоски. Герой Антуана де Сент-Экзюпери философски настроен, а его образ врезается в память своей тонкостью, мудростью и непосредственностью. Произведение вошло в историю, и его сюжет каждому знаком. По нему снято около 10 фильмов и мультфильмов, но только сейчас, в 2015 году, «Маленький принц» получает полнометражную анимационную версию.
Оригинального Le Petit Prince едва ли можно растянуть на 110 минут экранного времени. Поэтому-то сценаристы французского, но при этом англоязычного мультфильма Ирена Бригнелл («Семейка монстров») и Боб Персикетти («Мулан», «Фантазия 2000») придумали побочную историю, к которой «прирастили» аллегорическую сказку-повесть Экзюпери.
Итак, маленькая девочка готовится войти во взрослый мир. Ее к этому крайне ответственно готовит мама – у ребенка расписан каждый день, каждый час, каждая минута жизни вплоть до самого конца. Но план сбивается, когда девчушка встречает немного тронутого умом, но крайне добродушного соседа. Сосед оказывается авиатором, которому ведом потрясающий мир, где все возможно. В этот момент начинается путешествие маленькой девочки в волшебный, магический мир Маленького принца.
Реальность девочки выглядит самым обычным для анимации образом, а вот за гранью обыденности все становится куда интереснее. Чтобы отразить самобытность и передать всю прелесть рисунков Экзюпери, которые, к слову, не менее известны, чем само произведение, режиссер Марк Осборн решил использовать кукольную анимацию.
В обоих мирах режиссеру, ставившему «Кунг-фу панду», удалось достичь человечности, невинности, умиления и, само собой, меланхолии, веющей от мальчика в желтом шарфе.
«Манера повествования книги настолько отлична от наших сегодняшних требований к рассказчику, что для мультфильма пришлось пойти на вольности, – пишет Оливер Литтелтон (Oliver Lyttleton/The Playlist). – По большей части Осборн все делает правильно, и, пойдя на вольности, он выдает безмерно красивый, очень приятный, тематически богатый мультфильм, который с ходу можно называть одним из лучших в году».
Французы и Paramount Animation нарисовали сильного конкурента для «пиксаровской» «Головоломки». Помимо самой анимации «Маленький принц» может предложить очень хорошую трактовку истории, к которой все крайне трепетно относятся.
«Все очень хорошо выглядит, и этот фильм является демонстрацией того, как смело и одновременно уважительно можно подойти к популярной книге», – выносит свой вердикт Энрдю Пулвер (Andrew Pulver/The Guardian), лишь вскользь упрекая «Маленького принца» в чересчур многослойной структуре сюжета и небольшой путанице ближе к концу.
«Хвала создателям “Маленького принца”, они сохранили ребячий энтузиазм. Мультфильм получился чарующим, невинным. В нем нет той сложности сюжета, коей могут похвастать Pixar и Dreamworks, но взамен “Маленький принц” предлагает милую, притягательную историю», – хвалит мультик Тим Грирсон (Tim Grierson/Screen International).
«”Маленький принц” с уважением и любовью рассказывают свою версию классического произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Сценаристы добавили несколько примочек и финтифлюшек к тонкой, лиричной оригинальной истории о дружбе между пилотом и таинственным внеземным вояжером. При этом авторам сценария удалось верно отразить вечное противопоставление детского умения удивляться и взрослого крушения иллюзий», – заключает Скотт Фундас (Scott Foundas/Variety).
В российском прокате «Маленький принц» стартует в конце декабря. Ему предстоит сложная задача – бороться со «Звездными войнами» за кассу. Блокбастер Disney уйдет на второй уик-энд, а вольная экранизация Экзюпери, выходящая на экраны 24 декабря, попытается по максимуму «облегчить» кассовую ношу «Пробуждения силы».
Чарли Кауфман – знаковая личность в истории кинематографа. Оскароносный сценарист водил нас за руку по самым запутанным закоулкам разума и даже приглашал шагнуть в голову Джона Малковича. Каждый его проект – нечто безумное и невообразимое.
«Аномализа» – не исключение. Чарли Кауфмана не было шесть лет, но, как только он вернулся, всем сразу же стало ясно, что креативность не от мира сего никуда не делась. Более того, она обрела новую форму. Теперь это кукольная мультипликация.
Проект «Аномализа» появился благодаря народному волеизъявлению и сервису Kickstarter.com. Кауфман обещал всем пожертвовавшим уникальный и красивый фильм, выходящий за пределы типичного голливудского студийного кино. Деньги собирали на 40-минутную короткометражку, но, когда кампания по сбору завершилась, нашлось 1070 пожертвовавших и 406 тысяч долларов. К этой сумме свои средства добавила компания Starburn Industries. В итоге мы получаем 80-минутную ленту с претензией на «Оскар». «Аномализу» специально выпускают в ограниченный прокат 30 декабря, чтобы попасть под прицел Американской киноакадемии, а широкого зрителя планируют порадовать ближе к концу января.
Сюжет строится вокруг писателя и автора мотивационных речей Майкла Стоуна. Его ест рутина собственной жизни. Он устал, он утомлен, он не удовлетворен ни работой, ни семейной жизнью. Повседневные муки Стоуна усугубляются тем, что он слышит из уст любого встречного один и тот же голос (к слову, всех персонажей, кроме главных, озвучил Том Нунан). Мучения продолжаются до тех пор, пока Майкл не встречает Лизу – скромную, приятную в общении и, что самое главное, говорящую уникальным голосом девушку.
Вообще, «Аномализа» – это театральная пьеса. Чарли Кауфман, писав ее, об экране даже не думал. Сценарист создал произведение под псевдонимом Фрэнсис Фреголи. Имя выбрано отнюдь не случайно, ибо есть такой психологический термин – синдром Фреголи. По сути, именно им и страдает главный герой. Фреголи – это убежденность больного в том, что окружающие его люди на самом деле являются знакомым ему человеком, который меняет внешность и гримируется. Порой синдром носит параноидальный характер, и человеку кажется, что его постоянно преследуют.
Когда Кауфману предложили поставить по пьесе фильм, он был категорически против. Сценарист настаивал, что это неэкранизируемый материал, обманывающий зрителя.
«В пьесе то, что видят зрители, и то, что слышат, разъединено. К примеру, Том играет всех героев, а Дженнифер и Дэвид занимаются сексом и стонут, стоя по разные стороны сцены. В фильме этот эффект потеряется», – настаивал в интервью The Guardian Кауфман.
Как бы то ни было, драматурга все-таки уговорили. Пьесу немного переделали, но эффект сохранили. Герои Нунана выглядит по-разному, но говорят одним голосом. Упомянутую сцену рисовали на компьютере полгода, и ее очень сложно было сделать реалистичной, а не комедийной. Да уж, нелегко добиться реализма с кукольными персонажами.
К слову, о куклах. На использовании героев с силиконовым телом, напечатанным на 3D-принтере, настоял режиссер Дюк Джонсон.
«Уникальная черта кукольной мультипликации в том, что она пропитана органической жизнью. Куклы сделаны не на компьютере, поэтому они не идеальны – размах рук, их движение. Не важно, насколько отточена твоя анимация, когда ты видишь эти куклы, без сомнения, ты чувствуешь вместе с ними. Есть органическая жизнь в этих неорганических телах», – настаивает Джонсон.
Судя по всему, Джонсон прав, поскольку прежде всего «Аномализу» хвалят за человечность. Причем «хвалят» – это мягко сказано. Правильнее было бы это назвать меланхоличным экстазом.
«Само существование “Аномализы” – это небольшое чудо сразу на нескольких уровнях: от кампании на Kickstarter до того, как фильм тебя пробирает, трансформируясь из мрачного экскурса в человеческую душу во что-то теплое, человечное и неожиданно нежное», – удивлен Питер ДеБрюг (Peter DeBruge/Variety).
«Быть может, “Аномализа” странна, сюрреалистична и оторвана от реальности, но выглядит все парадоксально реально, приземленно и правдиво», – отмечает Джон Блисдэйл (John Bleasdale/CineVue).
«Чарли Кауфман вернулся с задумчивым, резонирующим фильмом. Это бодрящая, противоречивая и честная доза животворной киномеланхолии», – пишет Ли Маршалл (Lee Marshall/Screen International).
«”Аномализа” – причудливый, но чудесный взгляд на вопросы о любви, боли, одиночестве и людских связях, которые мы себе задаем. Эмоциональная мощь фильма пронизывает зрителя своим тонким юмором и залазит под кожу, оставляя впечатление, которое не покидает даже после финальных титров», – излагает под впечатлением Дэвид Руни (David Rooney/The Hollywood Reporter).
Если хотите хлебнуть меланхолии от Кауфмана, придется подождать. Фильм в России выйдет, но точных сроков пока нет.