Споры между миллениалами и зумерами захватили Интернет. Одни не понимают, почему эмодзи черепа означает смех, вторые не разделяют культ вокруг тостов с авокадо, ведь это просто еда. Однако чаще всего предметом жарких дискуссий выступают фильмы и сериалы. По этому поводу собрали подборку культовых фильмов поколения Y, которые недолюбливают Z.
Споры между миллениалами и зумерами захватили Интернет. Одни не понимают, почему эмодзи черепа означает смех, вторые не разделяют культ вокруг тостов с авокадо, ведь это просто еда. Однако чаще всего предметом жарких дискуссий выступают фильмы и сериалы. По этому поводу собрали подборку культовых фильмов поколения Y, которые недолюбливают Z.
Кевин МакКаллистер (Маколей Калкин), противостоящий «мокрым» бандитам, наряду с Санта-Клаусом стал одним из главных предвестников Рождества. Вышедшей в 1990 году фильм не только воплотил мечту любого ребенка — остаться одному дома на неделю, есть только пиццу с мороженым и смотреть боевики до полуночи, — но и стал важным комментарием на тему института семьи. Согласно статистике Our World in Date — некоммерческого электронного проекта, публикующего в открытом доступе данные о глобальных проблемах человечества, — начиная с конца 1970-х в США стал увеличиваться процент разводов. Поэтому на период с 1980-х по 1990-е пришелся расцвет семейных комедий.
И дети, и родители полюбили «Один дома» не только за изобретательные ловушки Кевина, но и за демонстрацию фамильных ценностей. Несмотря на все передряги, МакКаллистеры оставались большой и счастливой семьей, в которой даже старший брат после долгой разлуки с младшим переставал быть задирой. Однако поколение Z не разделяет любви миллениалов к фильму Криса Коламбуса и Джона Хьюза. Зумеры не столь дорожат кровными узами, более осознанно подходят к браку и уж тем более к принятию решения завести ребенка. Поэтому Кейт МакКаллистер для них кажется воплощением плохого родителя. Ну как можно было забыть своего ребенка одного дома? Тем более дважды?
Главным объектом непонимания, а порой и откровенных насмешек со стороны зумеров стала фанатичная любовь миллениалов к «поттериане». Франшизу о «мальчике, который выжил» начал все тот же Крис Коламбус. Для поколения Y фильмы о Гарри Поттере остаются важнейшим воспоминанием из детства — многие зрители росли вместе с обитателями Хогвартса, — но для современных подростков экранизация книг Джоан Роулинг выглядит жестокой эксплуатация детей. По сюжету фильмов взрослые постоянно манипулировали Гарри Поттером. Дамблдор — один из важнейших людей в жизни Гарри, — со слов Снейпа, и вовсе растил мальчика «на убой».
В 2020 году в TikTok зародился тренд #bullymillenials, в котором одна из пользовательниц заявила, что не хочет, чтобы ее ассоциировали с поколением, которое считает просмотр фильмов про Гарри Поттера чертой характера. Попытки руководства студии привлечь новую аудиторию к франшизе оказались неудачными. Трилогия приквелов «Фантастические твари» разочаровала даже верных поклонников, и хотя видеоигра Hogwarts Legacy была тепло принята как игроками, так и журналистами после релиза, для геймеров 2023 год запомнился в первую очередь благодаря Alan Wake 2, Baldur’s Gate III и ремейку Resident Evil 4. Быть может, поменять отношение поколения Z к «поттериане» получится у предстоящего сериала от HBO?
1999-й носит негласное звание лучшего года в истории кино. Свою фундаментальную позицию он получил во многом благодаря экранизации романа Чака Паланика. Недавно издание Rolling Stone опубликовало список из 99 лучших фильмов последнего года прошлого века. В первой десятке нашлось место и для «Бойцовского клуба». Лента Дэвида Финчера, беспощадно критикующая коммерциализацию и общество потребления, во многом оказалась пророческой. И если во время премьеры на Венецианском кинофестивале картину беспощадно освистала публика, то уже спустя несколько лет она по праву обрела свой культовый статус.
Однако прошлые заслуги зумеров не интересуют: о «Бойцовском клубе» они говорят в ключе либо ироничном (количество мемов, в которых Тайлера Дердена сравнивают с Патриком Бэйтманом и водителем из «Драйва», зашкаливает), либо негативном. Поколение Z нетерпимо к насилию и буллингу, а «Бойцовский клуб» стал почти что гимном токсичной маскулинности. Если раньше первое правило клуба звучало как «не упоминать о бойцовском клубе», то сегодня оно поменялась на «если у парня любимый персонаж Тайлер Дерден, значит, нужно от него бежать со всех ног».
Фильм о двух обаятельных амбалах-близнецах Дэвиде и Питере Фальконе (Дэвид и Питер Пол), неожиданно ставших няньками непоседливых близнецов Брэдли и Стивена (Кристиан и Джозеф Казинс), — классический пример семейной комедии 1990-х: осиротевшие дети, которые ведут себя как Джуниор из «Трудного ребенка» — еще одной культовой комедии миллениалов, — и опекун, всем сердцем любящий непоседливых ребят. Дядя мальчиков вынужден отлучиться из дома и ради безопасности нанимает простодушных здоровяков присматривать за племянниками. Избалованные близняшки не сразу прониклись симпатией к тестостероновым нянькам, но после долгих и громких выяснений отношений все-таки сдружились со своими телохранителями, а заодно попросили прощения за свое поведение у любящего дяди.
Несмотря на то что в 1990-х «Няньки» деконструировали образ бэбиситтера — накачанные двухметровые мужики, одетые в яркую одежду, — сегодня фильм Джона Парагона ощущается одой мачизму. Здоровяки на огромной машине, не выпускающие гантель из рук, играют мускулами даже во время стирки одежды. Пока в это время их похотливо разглядывает карикатурная горничная с декольте и короткой юбкой. Плохо состарившаяся комедия разблокирует теплые детские воспоминания у людей, родившихся с начала 1980-х по середину 1990-х, но явно не понравится следующему поколению.
Лейтенант Пит «Мэверик» Митчелл стал одной из первых больших ролей Тома Круза в кино. При бюджете в 15 миллионов долларов фильм Тони Скотта завершил международный прокат на отметке более чем в 350 миллионов, попутно удостоившись четырех номинаций на премию «Оскар» и одержав победу в категории «лучшая песня». «Лучший стрелок» вмиг обрел культовый статус, а его влияние вышло далеко за пределы кинематографа. Например, слоган фильма I feel the need, the need for speed дал название знаменитой серии компьютерных игр Need for Speed. Да и по самому «Лучшему стрелку» было выпущено порядка 20 видеоигр на разных платформах.
Поколение Y c теплом пересматривает фильм с Томом Крузом, чтобы лишний раз убедиться: актер хоть и медленно, но все-таки стареет. Зумеры же «Лучшего стрелка» откровенно недолюбливают. Усугубляет критику и пропагандистское милитаристское прошлое фильма — он финансировался ВВС США. А над разгуливающими по экрану полуобнаженными мужчинами подшучивал еще персонаж Квентина Тарантино в комедии 1994 года «Спи со мной», высмеивая квир-подтекст фильма в беседе с героем Тодда Филда. Сегодня эти сцены выглядят и вовсе почти порнографически. А в иерархии главных киногероев зумеров ведущие места занимают воспитанные и интеллигентные ботаники, но никак не крепко сложенные парни.
Секс и смерть в фильмах Пола Верховена — понятия почти синонимичные, поэтому «Основной инстинкт» принято считать квинтэссенцией творческого пути постановщика. Главные роли в эротическом триллере исполнили Майкл Дуглас и Шэрон Стоун. Для последней образ роковой блондинки Кэтрин Траммел оказался важнейшим в карьере. Сцена допроса из «Основного инстинкта» стала одной из самых откровенных и скандальных в истории Голливуда. После она пародировалась в десятках шоу, над ней иронизировали и сами актеры, а в Сети продолжают всплывать подробности взаимоотношений Стоун и Верховена на съемочной площадке. Фильм оказал огромное влияние на поп-культуру и по праву заслужил свой культовый статус среди миллениалов.
Однако сегодня «Основной инстинкт» кажется лишь еще одним устаревшим триллером из прошлого. Новое поколение зрителей раздражает и клишированная злодейка-красотка, и демонстрация нездоровых отношений между Ником Каррэном (Майкл Дуглас) и Кэтрин. Показательно, что вышедший спустя 14 лет после премьеры фильма Верховена сиквел с треском провалился среди как критиков, так и зрителей. Пусть за вторую часть отвечала уже другая съемочная команда, Шэрон Стоун все же вернулась к роли обольстительной романистки.
«Секс, ложь и видео» — лауреат Каннского фестиваля и фильм, который во многом изменил иерархию в американском прокате. Вручая «Золотую пальмовую ветвь» дебютанту Содербергу, уже признанный классик Вим Вендерс со сцены заявил, что за «Секс, ложь и видео» стоит будущее кино. Во многом Вендерс оказался прав. Фильм и впрямь предопределил индустрию 1990-х. Новый взгляд на сексуальность в эпоху СПИДа произвел фурор, и вслед за «Сексом, ложью и видео» последовало еще больше картин, в которых о сексе лишь говорят, но не занимаются им.
Режиссерский дебют Содерберга стал не только фестивальным и кассовым хитом, но и настоящим пионером арт-мейнстрима. После успеха «Секса, лжи и видео» инди-фильмы стали завсегдатаями мультикомплексов. А уже пять лет спустя Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом» продолжил дело Содерберга. Переоценить важность камерной драмы с Энди МакДауэлл в главной роли, кажется, невозможно. Но современного зрителя смущают и архетипы персонажей — красивая домохозяйка, карьерист в подтяжках, маргинальная стерва-брюнетка, — и лениво очерченная потенциальная тема асексуальности главной героини. Первое кажется пережитком давно ушедшей эпохи, второе же в глазах современных зрителей требует большего внимания.
Романтическая драма Джеймса Кэмерона долгие годы удерживала статус самого кассового фильма в истории, а также удостоилась 11 премий «Оскар» — рекорд, не превзойденный до сих пор. «Титаник» полюбился зрителям не только из-за трагической истории любви Джека и Розы, но и за довольно реалистичную реконструкцию крушения лайнера на экране. После фильма Кэмерона Леонардо ДиКаприо проснулся в статусе мировой звезды. Миллионы футболок с изображениями молодого актера, заполонившие рынки всех стран мира, — прямое тому подтверждение.
Рожденные же с конца 1990-х по начало 2010-х зрители «Титаник» если и смотрели, то оставались прохладны к роману возлюбленных. Над жертвой Джека подшучивали еще и миллениалы — места на двери хватило бы двоим, — а история героев при рассмотрении с сегодняшней оптикой воспринимается как старомодная, уже набившая оскомину конвенциональная мелодрама. В наше время классические истории о любви до гроба все чаще уступают место на экране демонстрации сложных семейных взаимоотношений. Зумеры понимают, что долго и счастливо может быть лишь в кино и что любой союз требует от партнеров совместных усилий. Но, несмотря на все различия двух поколений, есть между ними что-то общее — образ киногероя эпохи. Если в конце 1990-х особым спросом пользовались вещи с изображением ДиКаприо, то сегодня — футболки и ростовые фигуры с Тимоти Шаламе. Однажды актеры уже встретились на одном экране («Не смотрите наверх»), может, следующему совместному проекту удастся примирить разные поколения зрителей между собой?
- Ответить
Изменено 7 января в 23:12Не стоит грести под одну гребёнку всех людей, т.к. концепция поколений -- это тоже некий шаблон, которому далеко не все соответствуют, о чём, собственно, даже в этом тексте есть намёки.
С другой стороны, ох уж эти современные фильмы, снятые под зумерскую повестку. Их-то точно не за что критиковать))
Каждый раз, когда идёт речь о том, что что-то уста...рело, стоит помнить две вещи:
1) Текущий взгляд на вещи тоже однажды устареет, возможно, даже прямо у вас на глазах. Быстрее, чем вы могли бы предполагать.
2) Важны не только идеи, но и качество, а также интенсивность их реализации. Любая идея в гипертрофированном виде и излшине рьяно продвигаемая порождает рано или поздно негатив. И полезно задумываться, в идеях дело, или всё-таки в самом факте гипертрофированности и рьяности? А кино, особенно голливудское, любит перебарщивать.