
Споры между миллениалами и зумерами захватили Интернет. Одни не понимают, почему эмодзи черепа означает смех, вторые не разделяют культ вокруг тостов с авокадо, ведь это просто еда. Однако чаще всего предметом жарких дискуссий выступают фильмы и сериалы. По этому поводу собрали подборку культовых фильмов поколения Y, которые недолюбливают Z.
Споры между миллениалами и зумерами захватили Интернет. Одни не понимают, почему эмодзи черепа означает смех, вторые не разделяют культ вокруг тостов с авокадо, ведь это просто еда. Однако чаще всего предметом жарких дискуссий выступают фильмы и сериалы. По этому поводу собрали подборку культовых фильмов поколения Y, которые недолюбливают Z.
Кевин МакКаллистер (Маколей Калкин), противостоящий «мокрым» бандитам, наряду с Санта-Клаусом стал одним из главных предвестников Рождества. Вышедшей в 1990 году фильм не только воплотил мечту любого ребенка — остаться одному дома на неделю, есть только пиццу с мороженым и смотреть боевики до полуночи, — но и стал важным комментарием на тему института семьи. Согласно статистике Our World in Date — некоммерческого электронного проекта, публикующего в открытом доступе данные о глобальных проблемах человечества, — начиная с конца 1970-х в США стал увеличиваться процент разводов. Поэтому на период с 1980-х по 1990-е пришелся расцвет семейных комедий.
И дети, и родители полюбили «Один дома» не только за изобретательные ловушки Кевина, но и за демонстрацию фамильных ценностей. Несмотря на все передряги, МакКаллистеры оставались большой и счастливой семьей, в которой даже старший брат после долгой разлуки с младшим переставал быть задирой. Однако поколение Z не разделяет любви миллениалов к фильму Криса Коламбуса и Джона Хьюза. Зумеры не столь дорожат кровными узами, более осознанно подходят к браку и уж тем более к принятию решения завести ребенка. Поэтому Кейт МакКаллистер для них кажется воплощением плохого родителя. Ну как можно было забыть своего ребенка одного дома? Тем более дважды?
Главным объектом непонимания, а порой и откровенных насмешек со стороны зумеров стала фанатичная любовь миллениалов к «поттериане». Франшизу о «мальчике, который выжил» начал все тот же Крис Коламбус. Для поколения Y фильмы о Гарри Поттере остаются важнейшим воспоминанием из детства — многие зрители росли вместе с обитателями Хогвартса, — но для современных подростков экранизация книг Джоан Роулинг выглядит жестокой эксплуатация детей. По сюжету фильмов взрослые постоянно манипулировали Гарри Поттером. Дамблдор — один из важнейших людей в жизни Гарри, — со слов Снейпа, и вовсе растил мальчика «на убой».
В 2020 году в TikTok зародился тренд #bullymillenials, в котором одна из пользовательниц заявила, что не хочет, чтобы ее ассоциировали с поколением, которое считает просмотр фильмов про Гарри Поттера чертой характера. Попытки руководства студии привлечь новую аудиторию к франшизе оказались неудачными. Трилогия приквелов «Фантастические твари» разочаровала даже верных поклонников, и хотя видеоигра Hogwarts Legacy была тепло принята как игроками, так и журналистами после релиза, для геймеров 2023 год запомнился в первую очередь благодаря Alan Wake 2, Baldur’s Gate III и ремейку Resident Evil 4. Быть может, поменять отношение поколения Z к «поттериане» получится у предстоящего сериала от HBO?
1999-й носит негласное звание лучшего года в истории кино. Свою фундаментальную позицию он получил во многом благодаря экранизации романа Чака Паланика. Недавно издание Rolling Stone опубликовало список из 99 лучших фильмов последнего года прошлого века. В первой десятке нашлось место и для «Бойцовского клуба». Лента Дэвида Финчера, беспощадно критикующая коммерциализацию и общество потребления, во многом оказалась пророческой. И если во время премьеры на Венецианском кинофестивале картину беспощадно освистала публика, то уже спустя несколько лет она по праву обрела свой культовый статус.
Однако прошлые заслуги зумеров не интересуют: о «Бойцовском клубе» они говорят в ключе либо ироничном (количество мемов, в которых Тайлера Дердена сравнивают с Патриком Бэйтманом и водителем из «Драйва», зашкаливает), либо негативном. Поколение Z нетерпимо к насилию и буллингу, а «Бойцовский клуб» стал почти что гимном токсичной маскулинности. Если раньше первое правило клуба звучало как «не упоминать о бойцовском клубе», то сегодня оно поменялась на «если у парня любимый персонаж Тайлер Дерден, значит, нужно от него бежать со всех ног».
Фильм о двух обаятельных амбалах-близнецах Дэвиде и Питере Фальконе (Дэвид и Питер Пол), неожиданно ставших няньками непоседливых близнецов Брэдли и Стивена (Кристиан и Джозеф Казинс), — классический пример семейной комедии 1990-х: осиротевшие дети, которые ведут себя как Джуниор из «Трудного ребенка» — еще одной культовой комедии миллениалов, — и опекун, всем сердцем любящий непоседливых ребят. Дядя мальчиков вынужден отлучиться из дома и ради безопасности нанимает простодушных здоровяков присматривать за племянниками. Избалованные близняшки не сразу прониклись симпатией к тестостероновым нянькам, но после долгих и громких выяснений отношений все-таки сдружились со своими телохранителями, а заодно попросили прощения за свое поведение у любящего дяди.
Несмотря на то что в 1990-х «Няньки» деконструировали образ бэбиситтера — накачанные двухметровые мужики, одетые в яркую одежду, — сегодня фильм Джона Парагона ощущается одой мачизму. Здоровяки на огромной машине, не выпускающие гантель из рук, играют мускулами даже во время стирки одежды. Пока в это время их похотливо разглядывает карикатурная горничная с декольте и короткой юбкой. Плохо состарившаяся комедия разблокирует теплые детские воспоминания у людей, родившихся с начала 1980-х по середину 1990-х, но явно не понравится следующему поколению.
Лейтенант Пит «Мэверик» Митчелл стал одной из первых больших ролей Тома Круза в кино. При бюджете в 15 миллионов долларов фильм Тони Скотта завершил международный прокат на отметке более чем в 350 миллионов, попутно удостоившись четырех номинаций на премию «Оскар» и одержав победу в категории «лучшая песня». «Лучший стрелок» вмиг обрел культовый статус, а его влияние вышло далеко за пределы кинематографа. Например, слоган фильма I feel the need, the need for speed дал название знаменитой серии компьютерных игр Need for Speed. Да и по самому «Лучшему стрелку» было выпущено порядка 20 видеоигр на разных платформах.
Поколение Y c теплом пересматривает фильм с Томом Крузом, чтобы лишний раз убедиться: актер хоть и медленно, но все-таки стареет. Зумеры же «Лучшего стрелка» откровенно недолюбливают. Усугубляет критику и пропагандистское милитаристское прошлое фильма — он финансировался ВВС США. А над разгуливающими по экрану полуобнаженными мужчинами подшучивал еще персонаж Квентина Тарантино в комедии 1994 года «Спи со мной», высмеивая квир-подтекст фильма в беседе с героем Тодда Филда. Сегодня эти сцены выглядят и вовсе почти порнографически. А в иерархии главных киногероев зумеров ведущие места занимают воспитанные и интеллигентные ботаники, но никак не крепко сложенные парни.
Секс и смерть в фильмах Пола Верховена — понятия почти синонимичные, поэтому «Основной инстинкт» принято считать квинтэссенцией творческого пути постановщика. Главные роли в эротическом триллере исполнили Майкл Дуглас и Шэрон Стоун. Для последней образ роковой блондинки Кэтрин Траммел оказался важнейшим в карьере. Сцена допроса из «Основного инстинкта» стала одной из самых откровенных и скандальных в истории Голливуда. После она пародировалась в десятках шоу, над ней иронизировали и сами актеры, а в Сети продолжают всплывать подробности взаимоотношений Стоун и Верховена на съемочной площадке. Фильм оказал огромное влияние на поп-культуру и по праву заслужил свой культовый статус среди миллениалов.
Однако сегодня «Основной инстинкт» кажется лишь еще одним устаревшим триллером из прошлого. Новое поколение зрителей раздражает и клишированная злодейка-красотка, и демонстрация нездоровых отношений между Ником Каррэном (Майкл Дуглас) и Кэтрин. Показательно, что вышедший спустя 14 лет после премьеры фильма Верховена сиквел с треском провалился среди как критиков, так и зрителей. Пусть за вторую часть отвечала уже другая съемочная команда, Шэрон Стоун все же вернулась к роли обольстительной романистки.
«Секс, ложь и видео» — лауреат Каннского фестиваля и фильм, который во многом изменил иерархию в американском прокате. Вручая «Золотую пальмовую ветвь» дебютанту Содербергу, уже признанный классик Вим Вендерс со сцены заявил, что за «Секс, ложь и видео» стоит будущее кино. Во многом Вендерс оказался прав. Фильм и впрямь предопределил индустрию 1990-х. Новый взгляд на сексуальность в эпоху СПИДа произвел фурор, и вслед за «Сексом, ложью и видео» последовало еще больше картин, в которых о сексе лишь говорят, но не занимаются им.
Режиссерский дебют Содерберга стал не только фестивальным и кассовым хитом, но и настоящим пионером арт-мейнстрима. После успеха «Секса, лжи и видео» инди-фильмы стали завсегдатаями мультикомплексов. А уже пять лет спустя Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом» продолжил дело Содерберга. Переоценить важность камерной драмы с Энди МакДауэлл в главной роли, кажется, невозможно. Но современного зрителя смущают и архетипы персонажей — красивая домохозяйка, карьерист в подтяжках, маргинальная стерва-брюнетка, — и лениво очерченная потенциальная тема асексуальности главной героини. Первое кажется пережитком давно ушедшей эпохи, второе же в глазах современных зрителей требует большего внимания.
Романтическая драма Джеймса Кэмерона долгие годы удерживала статус самого кассового фильма в истории, а также удостоилась 11 премий «Оскар» — рекорд, не превзойденный до сих пор. «Титаник» полюбился зрителям не только из-за трагической истории любви Джека и Розы, но и за довольно реалистичную реконструкцию крушения лайнера на экране. После фильма Кэмерона Леонардо ДиКаприо проснулся в статусе мировой звезды. Миллионы футболок с изображениями молодого актера, заполонившие рынки всех стран мира, — прямое тому подтверждение.
Рожденные же с конца 1990-х по начало 2010-х зрители «Титаник» если и смотрели, то оставались прохладны к роману возлюбленных. Над жертвой Джека подшучивали еще и миллениалы — места на двери хватило бы двоим, — а история героев при рассмотрении с сегодняшней оптикой воспринимается как старомодная, уже набившая оскомину конвенциональная мелодрама. В наше время классические истории о любви до гроба все чаще уступают место на экране демонстрации сложных семейных взаимоотношений. Зумеры понимают, что долго и счастливо может быть лишь в кино и что любой союз требует от партнеров совместных усилий. Но, несмотря на все различия двух поколений, есть между ними что-то общее — образ киногероя эпохи. Если в конце 1990-х особым спросом пользовались вещи с изображением ДиКаприо, то сегодня — футболки и ростовые фигуры с Тимоти Шаламе. Однажды актеры уже встретились на одном экране («Не смотрите наверх»), может, следующему совместному проекту удастся примирить разные поколения зрителей между собой?
Но что мне не совсем понятно, так это что взрослые фильмы конца 80-х делают в списке с де...тскими фильмами, снятыми в середине 90-х-начале 2000-х... Меня в детстве взрослые фильмы не интересовали совсем.
Всем известно - они только аниме смотрят и выбирают шмотки в своих тиктоках.
- Ответить
Изменено 7 января в 23:12Не стоит грести под одну гребёнку всех людей, т.к. концепция поколений -- это тоже некий шаблон, которому далеко не все соответствуют, о чём, собственно, даже в этом тексте есть намёки.
С другой стороны, ох уж эти современные фильмы, снятые под зумерскую повестку. Их-то точно не за что критиковать))
Каждый раз, когда идёт речь о том, что что-то уста...рело, стоит помнить две вещи:
1) Текущий взгляд на вещи тоже однажды устареет, возможно, даже прямо у вас на глазах. Быстрее, чем вы могли бы предполагать.
2) Важны не только идеи, но и качество, а также интенсивность их реализации. Любая идея в гипертрофированном виде и излшине рьяно продвигаемая порождает рано или поздно негатив. И полезно задумываться, в идеях дело, или всё-таки в самом факте гипертрофированности и рьяности? А кино, особенно голливудское, любит перебарщивать.