Новоиспеченный "оскаровский" лауреат, тайваньский фильм "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" в своем победном шествии по экранам США преодолел заветную планку в сто миллионов долларов и стал первой иноязычной картиной в американском прокате, завоевавшей массового зрителя. Это событие не оставляет камня на камне от традиционного объяснения провалов нашего кино на мировых экранах.
Конец легенды
Принято считать, что американец интересуется только собой. Старушка Европа для него темный лес, а дальше сплошная дикая Азия.
Принято также считать, что путевку в прокат там дают "Оскары". Это легенда: иные фавориты "Оскара" могут промелькнуть на двух-трех экранах и даже собрать кое-какую прессу, но это не назовешь прокатом.
Тезис о нелюбопытных американцах хорошо объяснял наши неудачи на зарубежных экранах – это они виноваты, а не мы. В последние годы к удобному объяснению добавилось новое: интерес к России пропал и сменился неприязнью – отсюда невнимание к нашему кино.
Успех тайваньского "Тигра" ставит под сомнение и этот тезис: уж Тайвань точно никогда не интересовал Америку. Она вряд ли знает, где эта страна находится, но вот сломя голову побежала в кинотеатры. Утешительные легенды о голливудском происхождении фильма – киноведческая алхимия: он не более американский, чем "Молох" – немецкий. Даже менее: в "Молохе" и говорят по-немецки, в "Тигре" – на языке мандарин, и бедняжки американцы учатся читать субтитры.
Изменщик коварный
Слово "приятно" при всей эстетической несерьезности здесь ключевое. От человека неприятного инстинктивно отходишь подальше. От фильма, им сделанного, тоже. Подчеркиваю: меня сейчас интересует только этот аспект. Не множественность задач кино как искусства. Не развитие киноязыка и прочие важные тонкости артхауса. Интересует природа кино как способа общения людей и культур. И почему этот канал у нас хронически забит кинопленкой, не востребованной не только в далеких США, но и в близкой Европе. И даже дома в России.
Любимый тезис отдельных мастеров о их безразличии к зрителю – лукавая фигура речи: это странный мастер, которому я не нужен, а нужны только мои деньги, чтоб он мог снять еще один фильм для ближнего круга. Но кино не блокнот, где можно написать стих "в стол". Кино – индустрия, а индустрии нет без потребителя. Даже безразличный к зрителю режиссер требует для самовыражения немалых денег. Деньги дает либо зритель (что нормально), либо налогоплательщик (что ненормально), но об этом обстоятельстве любители разбрасываться зрителями постоянно забывают.
Поэтому о таких любителях закономерно забывает зритель. Забывает прокат – и внутренний и мировой. Забывает даже такая институция, как Американская киноакадемия, которую считают самой влиятельной в мире кино и киноуспеха. Там котируются только фильмы, которые люди смотрят. Остальных – нет.
Все фильмы, сумевшие пересечь границы и выйти в большой прокат, сделаны для зрителей. Западная критика ценит это качество ("Жизнь прекрасна", бразильский "Центральный вокзал", тайванский "Тигр" и пр. приняты ею восторженно); наша, как правило, кривится. Сейчас вот выговариваем Содербергу за измену "артхаузу" с "народом". Глупо.
"Сами мы не местные…"
Приятно – это когда комфортно. Публика приучена к высокому качеству картинки и звука; водянистые тона и плоские гнусавые диалоги, характерные для наших лент, вызывают ощущение неряшливости, архаики, нищеты. Наше кино в массе – товар некондиционный.
Хуже, что с точки зрения современного политкорректного мира некондиционно наше представление о самом назначении кино – мы убеждены, что публика хочет правды, эту правду трактуем как стриптиз и выворачиваем наружу только неприглядное. Это началось, когда перестройка сняла запрет на критику, и в кино хлынула "чернуха". Чаще всего разоблачением родимых пятен здесь не пахло – "чернуха" имела ясный коммерческий уклон: криминальные темы хорошо продавались в России, экзотика диких нравов еще лучше продавалась на Западе. Выразителен пример Виталия Каневского, очень одаренного режиссера, поразившего интеллектуалов невиданным уровнем правды в фильме-автобиографии "Замри, умри, воскресни". Фильм о тюремном детстве получил приз в Канне и настрадавшийся от Советов режиссер понял, что страдания – его капитал. Его последующие фильмы были конъюнктурны, но диковинная фактура до поры вывозила, и режиссер уехал из России в расчете на долгий успех. Успех оказался недолгим: смотреть на дикость нравов быстро надоело, а новых идей у Каневского не было.
Его судьба – судьба нашего кино 90-х. Оно высосало скудную скважину "чернухи" и продолжает сосать, хотя источник пересох. "Чернуха" не была новым уровнем правды – она была культей вокзального нищего, бесстыже выставленной напоказ. Такому нищему подают, но с брезгливостью – спешат отойти. А кино должно зарабатывать, причем с достоинством – чтоб спешили к нему придти.
Тем, для кого слово достоинство звучит слишком морализаторски, скажу иначе: человек с достоинством приятней, чем человек, рвущий на груди тельняшку, и потому его усилия коммерчески эффективней.
Загадочный Восток
Они рассказывают – мы ноем, они культивируют позитив – мы пестуем криминальное сознание, тешим комплексы и провоцируем агрессию, они патриоты – мы не верим ни в себя, ни в собственную страну; для них политкорректность непререкаема – для нас это повод поскалить зубы, а базовые понятия "нравственность" и "духовность" у нас, как лифчики, вышли из моды. Вот барьеры, разделяющие нас надежнее государственных границ. Как заметил на пленуме кинематографистов России режиссер Борис Айрапетян, наше кино теперь – сила разрушительная, а не созидательная.
Но кто захочет иметь дело с убежденными разрушителями? Какому безумцу это так приятно, что он заплатит за это деньги?
Кирдык значит харакири
Самоуничижение должно было смениться антитезой. Возник в лучшем случае "Сибирский цирюльник", в худшем – "Брат-2". Оба фильма в первую очередь идеологичны. "Цирюльник" должен возбудить тоску по "России, которую мы потеряли" и повернуть умы в сторону милой монархии. "Брат-2" коммерчески использовал бродящую в "охлосе" ксенофобию и сделал ее знаменем толпы. Оба варианта при всей мастеровитости вызывают естественную неприязнь неангажированного зрителя. Я уже не говорю об ориентации авторов на отвергаемый ими же Запад: Михалков снимает картину наполовину по-английски, Балабанов делает убогую версию американского боевика. Обе ленты хотят взять "национальной идентичностью", а на самом деле космополитичны и не выражают Россию так, как "Жизнь прекрасна" выражает Италию.
Черно-белое кино
Важность артхауса для искусства ставить под сомнение глупо и в защите он не нуждается. Но уже несомненно, что нуждаются в защите базовые для массового кино категории. О некоторых я уже сказал. Надо добавить зловредное слово "миф". Есть критики, которые этим словом ругаются. Их надо пожалеть, как жалеют дальтоника: мифологическое сознание в современном понимании доступно лишь человеку, способному самостоятельно отделить идеал от суровой реальности и не путать оперетту с социальной кинодрамой, все меряя одним аршином. Конечно, можно вешать таблички для непонятливых: се лев, а не собака, но если ориентироваться на дальтоников, кино придется стать черно-белым.