Волобуев вернулся, чтобы уйти: автор прощается со своей сатирической комедией и выносит неутешительные вердикты современной России.
Чиновник-самодур Тихомиров (Ян Цапник) успел натворить так много дел, что его невзлюбила вся вертикаль власти. Министра, может, и выгнали бы с теплого места, вот только премьер, который давно не выходил на связь, неровно дышит к политику-реформатору. В томном ожидании находятся все, но в особенности сам Евгений Александрович, который предвещает свою скорую отставку или слияние с другими министерствами. Друзья становятся врагами (Нечаева в исполнении Ольги Сутуловой), враги — друзьями (Сергей Епишев в роли Викентьева), и в этом нескончаемом политическом сражении победителем норовит стать самый ушлый. Правда, попутно придётся немного поработать: предложить пару реформ (скажем, вернуть Аляску России) и разоблачить взяточников.
Первая серия второго сезона открывается по-волобуевски «торжественно»: Тихомиров завязывает узел, залезает на стул и вешается. Этой сценой можно охарактеризовать не только продолжение «Последнего министра» (мрачного, депрессивного и циничного, хотя, казалось бы, куда ещё), но и российскую действительность, успевшую за год измениться пусть и не до неузнаваемости, но уж точно не в лучшую сторону. Волобуев оставляет пост режиссёра, а выход третьего сезона откладывается на неопределённый срок по понятным всем причинам, но это, как ни странно, только добавляет очков новым сериям «Министра».
Тихомиров, конечно, всё тот же дурак, но из целой плеяды персонажей второго сезона он, пожалуй, единственный, кого хочется дружески потрепать по плечу. Сидит в своём кабинете, читает книги великих политиков, мечтает о громких реформах, хороших дорогах и мире в цвете розовых очков — а может ли вообще в современной России быть другой герой? Сериал стал печальнее, но оно немудрено: комедия превращается в трагедию, когда шут видит свою искривлённую гримасу в зеркале. Или ожидает скорую отставку. Этого гнетущего чувства Волобуев, впрочем, добился ещё в новогоднем эпизоде: праздничном, местами даже удивительно тёплом, но скрывающем за ширмой торжества настоящий хтонический ужас.
Не просто же так режиссёр периодически ругается у себя в Twitter, дескать, из-за новых абсурдистских реформ приходится переписывать сценарии: уж слишком жизнь начинает напоминать выдумку. «Последний министр», как ни крути, гипербола, высокохудожественное кривляние — а какой от него смысл, если реальные политики буквально следуют заветам Тихомирова и его шайки? В первых сериях второго сезона куда меньше фарса и китча, но больше политического «внутряка»: одних смещают с должности, другие выстраивают хитрые тактики, третьи обсуждают слияния министерств и думают, когда покинут тонущий корабль. До «Службы новостей» всё ещё, разумеется, далеко, хотя теперь подколы в эпигонстве можно считать чуть менее необоснованными.
Но изменились ли Волобуев и сама история? Если и да, то не радикально. Первый по-прежнему пытается быть Соркиным (иногда выходит), а во второй всё так же злобно, но не без любви высмеивается верхушка власти: то в зоопарк, на который выделили миллионы, завезут всего одного енота, то чиновники закажут воздух из Европы по баснословным тарифам. Включи старые и новые серии кряду — и не поймёшь, что прошло больше года, политический контекст изменился, а новый сезон оказался лебединой песнью современной российской сатиры: «Министр» со старой злобной ухмылкой продолжает давать пинки истеблишменту. Правда, теперь этот истеблишмент терпит-терпит, выжидает паузу, да и наносит мелкому хулигану ответный удар: куда больнее, яростнее и, в отличие от шоу Волобуева, совсем без улыбки.