Нежное, трогательное французское кино о невозможности продолжительных взаимных чувств между двумя противоположностями. Мужчины же с Марса, как известно…
Молодого столичного писателя Клемана, преподающего литературу и философию, отправляют на работу в городок под названием Аррас. Вроде бы всего час езды до Парижа, но смириться с новым ритмом жизни, с отсутствием светской и ночной жизни, с незнакомым окружением очень сложно. Судьба сводит Клемана с работницей салона красоты Дженнифер, полной его противоположностью. Она любит караоке, а он не любит петь, она следит за жизнью звезд, а он живет в романах классиков, она влюблена без ума, а он сомневается в существовании любви. Какое-то время зыбкий союз сохраняется силами и энергией Дженнифер, но однажды женщина натыкается в магазине на книгу Клемана, в которой он описывает сложившиеся отношения.
Так уж случилось много веков назад, что Франция стала главным символом влюбленных, образцом чувственности, эталоном искренности. В той или иной мере эта традиция, вышедшая из литературы и живописи, распространилась и на кино – все страны снимают фильмы о любви, но у французов они получаются особенно трогательными, душевными и тонкими. Картина «Не в моем вкусе» режиссера Люки Бельво является прекрасным примером того, что французское романтическое кино не просто развлекает и веселит, но и дает пищу для ума и сердца.
О чем же этот фильм? Завязка его очень проста. Клеман – молодой философ, считающий любовь проявлением слабости, все нежные чувства затаптывающий под слоем сарказма, юмора и цинизма. Женщины для него не представляют особого интереса, ведь все, что о них нужно знать, молодой человек уже прочитал в романах Достоевского, Золя, Стейнбека. Клеману легко говорить о Канте, но он не помнит, да и не желает знать, в каких фильмах снималась Дженнифер Энистон. Это человек, четко знающий свои цели, полагающий, что понимает мир, верящий в работоспособность проверенных временем приемов обольщения. В новом городе, куда судьба забрасывает Клемана, он встречает мать-одиночку Дженнифер, до сих пор верящую в любовь. Дженнифер ориентируется на гороскопы, поет в караоке, читает желтую прессу и ждет своего Мужчину. Клеман легко обольщает женщину своей эрудицией, длинными красивыми цитатами и особым аристократизмом. В Дженнифер же мужчину привлекает ее непосредственность, открытость, незамутненность и необыкновенной силы любовь.
Далее, разумеется, происходит перелом – героиня узнает, что все ее надежды на счастливую долгую жизнь с парижанином – лишь мечты, для Клемана Дженнифер всего лишь предмет изучения, необходимый для новой книги. По законам Голливуда вероломного наглеца стоило бы жестоко наказать или же, наоборот, влюбить в себя так, чтобы уж на века. Но «Не в моем вкусе» в середине делает неожиданный кульбит, превращающий предсказуемый ромком в совершеннейшую драму с открытым и очень печальным финалом. Создатели картины уверены – играть с чувствами, тем более с такими сильными, нельзя, и выводят повествование на совершенно иной уровень.
Впрочем, конкретный финал отношений пары Клеман-Дженнифер не столь и важен, ведь режиссеру куда интереснее разобрать, на чем же вырастает это непонимание между мужчиной и женщиной. Виноваты гендерные предустановки? Или всему виной конфликт «города и деревни»? А может быть, все дело в социальном неравенстве и разнице в уровне образования? «Не в моем вкусе» хорош тем, что однозначного отрицательного героя в фильме нет. Ну нельзя Клемана назвать мерзавцем, это вполне определенный тип мужчин, возможно, слишком черствых и не очень-то изящных в любовных делах, но это никак не подлецы. Да и Дженнифер вовсе не такая белая и пушистая, как может показаться на первый взгляд. Она действительно не слишком умна, она живет мечтами, а своей навязчивостью отпугнула уже не одного мужика. Но и это не смертельные пороки – просто Клеману и Дженнифер нужны подходящие партнеры, но любовь нагрянула не по адресу.
Особенной трогательности картине добавляет искренняя игра ведущих актеров. Непринужденность Эмили Декьенн очаровывает, в то время как холодок, идущий от Лоика Корбери, способен остановить любые потоки страсти. Лента интригует живостью схватки льда и пламени, ума и сердца, открытости и замкнутости. В такой любви нет победителей, а вот проигравшие будут. Но и в этом есть что-то очень красивое – авторы показали возможность чувств между противоположностями, а значит, поводов для отчаяния нет. Вкус вкусом, но от судьбы за ним не скроешься.
С 5 мая в кино.