
Причудливая и нелепая помесь сатирической комедии о лондонских богемных наркоманах 1960-х с боевиком в духе Гая Ричи
Причудливая и нелепая помесь сатирической комедии о лондонских богемных наркоманах 1960-х с боевиком в духе Гая Ричи.
В 1969 году ЦРУ отправляет в Британию с секретным заданием агента Кидмана (Рон Перлман). Бывший спецназовец, несколько лет провоевавший во Вьетнаме, должен встретиться с режиссером Стэнли Кубриком и любой ценой убедить его сфальсифицировать перед камерой первую высадку людей на Луне – на случай, если экспедиция «Аполлона-11» завершится неудачей. Поскольку Кидман толком не знает, как выглядят Кубрик и его агент, он случайно принимает за представителя режиссера незадачливого музыкального продюсера Джонни (Руперт Гринт). Когда парень осознает, что американец прибыл в Лондон с чемоданом денег, Джонни выдает за Кубрика своего бородатого соседа-актера (Роберт Шиэн) и выманивает у Кидмана купюры. Он надеется, что больше никогда не увидит цэрэушника. Но когда обман раскрывается, Джонни приходится под страхом смерти организовывать «космические» съемки.
Судя по тому, какой популярностью пользуются книги и сайты, доказывающие, что американцы не высаживались на Луне, многие люди в это искренне верят. Создатели «Лунной аферы», однако, к их числу явно не принадлежат. Да, их картина намекает, что такая фальсификация была возможна, и «Афера» заканчивается жирным вопросительным знаком. Но если бы фильм придумывался и снимался всерьез, то его «теория заговора» была бы куда более убедительной, чем «за неделю до старта американские власти спохватились и отправили в Британию здорового мужика с чемоданом денег и приказом организовать съемки, а затем убить всех их участников, начиная с режиссера». С первых же кадров ясно, что это не очередной эпизод «Секретных материалов», а нарочито придурочная сатирическая комедия, которая менее правдоподобна, чем «Невероятные приключения итальянцев в России».
И действительно, «Лунная афера» не провоцирует сомнения в американской космонавтике, а отправляется в 1969 год, чтобы вдоволь поиздеваться над лондонскими богемными придурками и наркоманами. В картине есть и другие персонажи, но, например, в Кидмане нет почти ничего смешного. Это суровый служака-супермен, терзающийся совестью после вьетнамского кровопролития и повсюду видящий трупы своих жертв. Столь же уважительно показаны лондонские бандиты, которым Джонни должен кучу денег. Да и чиновники в Вашингтоне изображены лишь с малой толикой той едкости, которую использовал Кубрик в «Докторе Стрейнджлаве».
В фильме есть пара выпадов в адрес чинуш, но в основном «Афера» метит в Джонни и людей его круга – бездарных «круглосуточных тусовщиков», претендующих на место в искусстве, но реально занимающих лишь места у барной стойки и в очереди к наркодилеру. А так как богемный Лондон 1960-х жил в дыму «травки» и под завалами таблеток, то ленте не приходится изощряться, чтобы высмеять невменяемость и претенциозность персонажей вроде «артхаусного режиссера» Ренатуса, к которому Джонни и Кидман обращаются за помощью. Достаточно напомнить публике, какими эти люди были, и слегка сгустить краски. Хотя почему сгустить? Скорее разжижить, потому что «шедевр» Ренатуса о голом толстяке, который прыгает в космосе, помахивая животом, осмысленнее, чем некоторые картины, которые в то время выдавались за большое искусство.
Конечно, это не лучший объект для сатиры, поскольку сатирикам положено целиться вверх, а не вниз, и издеваться над сильными мира сего, а не над горсткой укуренных и сексуально озабоченных лузеров, которые непонятно как зарабатывают на кокаин и «кислоту». Но, видимо, режиссер-дебютант Антуан Бардо-Жаке исходил из того, что начинать надо с чего полегче. А прикалываться по поводу манерных наркоманов проще, чем отнимать конфеты у младенцев. Плюс это позволило вставить в середину картины продолжительную и изощренную психоделическую сцену, в которой Кидмана жестко «глючит» после случайного приема особо сильного наркотика.
Чтобы зрители не заскучали от монотонности шуток про богемных наркош, создатели картины скрестили «Аферу» с боевиком и вставили в нее несколько кровавых побоищ с участием Кидмана, бандитов и подключающегося к действию в конце фильма отряда цэрэушников. «Кровавых» – это не преувеличение, персонажи отстреливают друг другу головы и ведут себя так, будто играют у Гая Ричи. С шутками про «кислоту» такая жесть никак не стыкуется, но энергии и драматизма она фильму добавляет, а в таком кино это важнее, чем художественная цельность.
В общем, если не возражаете против странного сочетания плоских нарко-богемных шуток с кровавыми перестрелками и ностальгическим изображением Лондона 1960-х, то «Аферу» посмотреть можно. Если же вы надеялись на убедительную «теорию заговора» или на настоящую экранную аферу с хитроумными героями и множеством неожиданных поворотов, то продолжайте искать. Бардо-Жаке снял кино не для вас.
С 25 февраля в кино.