Замечательная вольная экранизация «Леди Макбет Мценского уезда», в которой действие перенесено с Орловщины в Англию
Англия XIX века. Молодая девушка по имени Кэтрин (Флоренс Пью) выходит замуж за нелюбимого, но состоятельного Александра Лестера (Пол Хилтон). Брак заключается по настоянию отца жениха, который хочет, чтобы у Александра появился наследник. Однако мужчина не спит с женой. Он лишь ее унижает, и Кэтрин чувствует себя в имении как пленница. Ее жизнь становится легче, только когда Александр и его отец надолго уезжают по делам. Вскоре Кэтрин заводит страстный роман с работником Себастьяном (Космо Джарвис), и она решает, что супружеские узы не должны стоять на пути ее счастья.
Когда британская костюмная лента называется «Леди Макбет», от нее ждешь вариации на тему классической шекспировской пьесы. Однако у картины дебютанта Уильяма Олдройда совсем иная, неожиданная художественная основа. «Леди Макбет» – это перенесенная в северную Англию вольная экранизация очерка Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Приятно видеть, что в Британии знают не только «святую троицу» российских писателей – Толстого, Достоевского и Чехова!
Кому-то может показаться неуважительным, что авторы «Леди Макбет» превратили произведение Лескова в британскую историю. Но, зная, в какую «клюкву» обычно превращаются западные постановки на русские темы, можно только похвалить Олдройда и сценаристку Элис Бёрч, что они не попытались воссоздать на экране мир орловских купцов, а увидели в книге Лескова универсальную, общечеловеческую трагедию о том, как жертва преступления отвечает злом на зло и сама становится преступницей. Кроме того, будем откровенны – вряд ли Олдройд нашел бы деньги на фильм о русских купцах. А викторианская Англия в Британии всегда в моде.
По пути из России в Англию «Леди Макбет» сменила не только имена персонажей, но и настроение. В то время как герои Лескова по-русски страстны, словоохотливы, а поначалу еще и игривы, персонажи фильма по-английски холодны, молчаливы и почти лишены чувства юмора. Это придает новый смысл разворачивающимся событиям. У Лескова Катерину губит всепоглощающая страсть, а у Олдройда Кэтрин проходит школу расчетливого эгоизма и превосходит в жестокости своих учителей. Она полностью сохраняет самообладание даже в самые страшные моменты и постепенно превращается из несчастной девушки в своего рода сельского Майкла Корлеоне. В отличие от шекспировской леди Макбет, ее ничуть не мучает совесть.
В то время как у Лескова персонажей разделял лишь имущественный ценз, фильм Олдройда затрагивает модную ныне расовую тему. Космо Джарвис – актер с армянскими корнями, и он заметно отличается внешне от Кэтрин и ее мужа и свекра, а служанка Кэтрин по имени Анна (Наоми Аки) и вовсе чернокожая, и лента подчеркивает социальную пропасть между этими женщинами. Хотя сперва кажется, что Кэтрин и Анна почти на равном положении, потому что обе они – пленницы обстоятельств и мужчин, «белая привилегия» со временем дает о себе знать. Правда, то, что Кэтрин – госпожа, а Анна – служанка, для фильма куда важнее. Но расовая составляющая в их отношениях тоже есть, и она добавляет обертонов к и без того психологически сложному и многогранному повествованию.
Картина снята стильно и выверенно, но скромно, с минимумом костюмов и декораций (все основное действие развивается в нескольких комнатах). Это накладывает особую ответственность на исполнительницу главной роли. Флоренс Пью только-только начала сниматься, но играет она мастерски, и харизма у нее очень подходящая для роли «тихого омута, в котором водятся черти». Хотя Кэтрин, как уже говорилось, обычно ведет себя сдержанно, в ее сдержанности читается второе и даже третье дно – как и должно быть в нуарном кино, где никто не таков, каким кажется с первого взгляда. Похоже, родилась еще одна британская звезда, за карьерой которой стоит проследить! У других актеров ленты задачи попроще, но тоже не самые легкие, и они так же удачно с ними справляются. Слабых мест в труппе картины нет.
Другое дело, что, при всех своих достоинствах, «Леди Макбет» – мрачнейшая артхаусная драма об Англии XIX века, и уже потому кино не для всех. Но если вы любите подобные ленты и не ждете, что каждый фильм будет вас радовать и развлекать, то обратите на «Леди Макбет» внимание. Это сильное кино, и оно вас не разочарует.
С 3 августа в кино.