Худшее, что случалось с культовой франшизой Capcom: даже хуже, чем пятый фильм Пола У.С. Андерсона и шестая игра.
В том, что «Обитель зла» — франшиза не только живучая, но и по-своему великая, сомневаться не приходится. История сопротивления началась в 1996 году: старт безумию ходячих мертвецов положила утечка вируса из лаборатории корпорации Umbrella в Раккун-Сити. Зараженные стремительно теряли человеческий облик и успешно пополняли зомби-популяцию городка. С тех пор с конвейера ужаса сходили игры, ребуты, фильмы, аниме, комиксы и все, что гиковской душе угодно. Побочный эффект производительности — амплитуда успеха: «Обитель зла», как никакая другая поп-культурная субстанция, знает, что такое взлеты и падения.
Закономерным образом прикоснуться к славе детища японской корпорации Capcom захотели и вездесущие Netflix: на стриминге год назад вышел аниме-сериал «Бесконечная тьма» (не выдающийся, но терпимый), теперь дело дошло до своеобразного продолжения и одновременно перезапуска вселенной.
Хронология новой «Обители зла» распадается на два таймлайна: выживание после апокалипсиса в 2036 году и начало конца в 2022-м. В мире будущего среда диктует условия: ученая и сорвиголова Джейд (Элла Балинска) пытается отследить мутации Т-вируса и выявить новые формы коммуникации среди зараженных, чтобы облегчить жизнь оставшемуся населению планеты. Не все эксперименты идут по плану, тут и там норовят укусить лизуны, еще и Umbrella ставит палки в колеса. Чем леди так не угодила могущественной корпорации, призван раскрыть сюжет из прошлого: школьница Джейд (Тамара Смарт) и ее сестра-близняшка Билли (Сиена Агудонг) переезжают в Нью-Раккун-Сити, где их отец Альберт Вескер (Лэнс Реддик) работает на фармкомпанию.
Пересказывать сюжет перезапуска — все равно что пытаться в одном абзаце объяснить, что произошло в «Обители зла» за последние 25 лет. Складывается впечатление, что примерно такой целью и задались авторы сериала — не только пощекотать фанатов за нежные места, но и заполучить новобранцев в армию поклонников. Шансы, что блицкриг удался, близятся к нулю.
Теоретически события выборочно продолжают историю номерных игр, но на практике знакомые имена (титульный антагонист Вескер не тот, кем кажется), персонажи и жанровые инструменты тонут в беспомощной драматургии. Шоураннером сериала выступил в том числе Эндрю Даг, который много лет работал на станке «Сверхъестественного» — мастерство дало свои плоды. Большую часть времени «Обитель зла» притворяется подростковым мылом, где логике коллизий могут позавидовать даже «Милые обманщицы». Эксперименты с евгеникой, семейные тайны в подвале, суррогатные матери, секретные лаборатории, чипы под кожей, люди-марионетки, буллинг в школе и зомби — кажется, что основные твисты были подсмотрены в фанфиках, а зарплата сценаристов ушла на маркетинг (который был и правда сногсшибательным). Редкие вкрапления экшена в линии 2036 года ненадолго возвращают внимание к экрану, но мимолетная симпатия к знакомым монстрам разбивается об очередное чудесное спасение Джейд. Deus ex machina — жанровая привилегия, но использовать прием в каждой серии дурной тон.
К концу седьмого эпизода начинает казаться, что сериал занимает благородную нишу проектов «так плохо, что даже хорошо», и финал отдает знакомыми нотками постыдного удовольствия. Но, во-первых, чтобы подобраться к развязке, надо пережить семь часов хаотичных метаний, а во-вторых, скорее всего, к этому времени зритель становится жертвой стокгольмского синдрома и невольно ищет мнимые плюсы (к ним можно отнести и злодейку главу Umbrella Эвелин в исполнении Паолы Нуньес).
Несмотря на клиффхэнгеры и явные планы на продолжение, из-за холодного приема Netflix не торопятся анонсировать второй сезон. После просмотра фанаты серии продолжают ждать ремейка четвертой игры, а случайные зрители — искать другие проекты в каталоге стриминга. «Обитель зла» в очередной раз подтверждает правило: за новой победой всегда следует оглушительный провал. Инкарнации 2022 года удалось упасть глубже некуда, так что, вполне вероятно, впереди нас ждет небывалый ренессанс франшизы.