Триллер отходит в картине на второй план, когда за дело берется такой актер, как Джеффри Раш. Его бесподобная игра, великолепное режиссерское чутье, блистательная музыка и операторское совершенство делают фильм произведением искусства
Вергилий Олдман – большой специалист в вопросах искусства, управляющий знаменитого аукционного дома. Кроме того, он коллекционер, пополняющий свое собрание не самым законным способом – объявляя подлинник подделкой, он с помощью своего приятеля выкупает картины на собственных аукционах за смешные деньги. Черствого нелюдимого одиночку, относящегося к жизни со здоровой долей цинизма, кажется, ничто не может удивить или увлечь, но внезапно в его жизни появляется тайна, переворачивающая мир героя с ног на голову. Молодая женщина с таинственной болезнью просит Олдмана помочь распродать антиквариат своих родителей. С неохотой аукционист берется за дело, но постепенно оказывается вовлеченным в сложную игру, из которой выйти победителем будет непросто даже такому лису, как Вергилий.
Джузеппе Торнаторе имеет свойство пропадать с экранов радаров на довольно длительное время, чтобы потом возникнуть с очередной картиной, заставляющей говорить, спорить или просто тихо восторгаться увиденным. Перед «Лучшим предложением» режиссер сделал внушительный перерыв в четыре года, и, глядя на свежую постановку, становится понятно: размеренность – в самом характере итальянца.
Его фильм раскрывается неспешно – а куда спешить, когда предметом исследования являются человеческие чувства, коим тысячи лет, и предметы искусства, многие из которых созданы были еще в Средневековье. Нет, здесь не нужен ураганный экшен. Здесь картинка проявляется, словно на рабочем столе реставратора – тут протерли тряпочкой, там помахали кисточкой, и на наших глазах проявляются детали большой человеческой мозаики. Пороки, чувства, незнакомые эмоции, любовь… Главный герой минута за минутой проявляет себя то с одной, то с другой стороны – вот он плут и мошенник, выкупающий многомиллионное полотно за десяток тысяч, а вот вдруг галантный кавалер, перешагивающий через себя ради человека, к которому питает слабость.
Как и на портретах, коими увешана секретная комната Вергилия Олдмана, Джеффри Раш привлекает внимание в первую очередь, захватывает и не отпускает, каждым жестом придавая герою объем и характер. Актер блистателен и, несомненно, заслуживает похвалы. Но кроме собственно фигуры на портрете картина всегда имеет фон и множество деталей, позволяющих ей выглядеть не просто копией человека, но полноценным произведением искусства. Так и Раша оттеняют экранные партнеры – колоритный седовласый Дональд Сазерленд, улыбчивый, с хитринкой в глазах Джим Стерджесс, обворожительная, полная тайн и чувств Сильвия Хукс, появляющаяся на экране только во второй половине рассказа. Всем вместе им удается осветить картину особым магическим светом, заставляющим прильнуть к экрану с наслаждением и ощущением погружения в подлинную историю рождения необычной страсти.
О том, что фильм, по сути, является психологическим триллером, не особенно задумываешься. Да, наметанный глаз замечает развешанные по стенам ружья, стреляют они в строго определенное предсказуемое время, а догадаться о том, кто и кем окажется в финале, совсем не сложно. Но даже простую вещь, копию тысяч других подобных историй можно показать с некоторым фирменным шиком и шармом. Что, собственно, Торнаторе и сделал, представив зрителю лучшее предложение в жанре за последние пару-тройку лет.