Хоррор, как известно, жанр не для семейного просмотра. Кровавые убийства, сцены секса, нецензурная брань — всё это мешает включить очередной слэшер или жуткое кино о монстрах, когда рядом сидят дети или родители. Но иногда выход, в общем-то, проще, чем кажется: если вам хочется вдоволь напугаться вместе с близкими, всегда есть фильмы ужасов с безобидными возрастными рейтингами. Мы собрали 7 хорроров, которые вы можете посмотреть всей семьёй, — от жутких мультфильмов и продюсерских проектов Гильермо дель Торо до шедевра Тима Бёртона.
И не только она. В этом же ряду могли оказаться «Франкенвини», «Кошмар перед Рождеством», «Труп невесты», «Паранорман» и много других мрачных мультфильмов-хорроров, которые можно смотреть всей семьёй. Но «Коралина» — всё-таки самое изобретательное кино из списка. Настоящая мрачная фантазия, погружение в жуткий сон, где у людей вместо глаз — пуговицы, а по миру бродят духи детей. И всё это в рамках сложной кукольной анимации, придающей и без того причудливому стилю мультфильма какое-то уникальное безумство. Авторские визуальные находки здесь куда страшнее сюжетных поворотов или джампскейров — в «Коралине» во главе угла кэрролловский абсурд и бёртоновский гротеск.
По канону смотреть «Гремлинов», конечно, лучше в канун Рождества, хотя если вы ещё не видели эти культовое праздничное кино, то мы советуем не ждать зимы. Ничего страшного в фильме Джо Данте, в общем-то, нет: испугаться маленькие зрители могут разве что отвратительных злобных монстриков, пытающихся испортить торжество в захолустном американском городке. Во всём остальном «Гремлины» — чёрная антирождественская комедия, уморительная сатира над всем и вся, в которой родители найдут колкое антикапиталистическое высказывание о природе праздников, а дети просто вдоволь насмотрятся на миловидных могваев и их заклятых когтистых врагов. Лучшее напоминание о том, что Рождество — это люди и приключения, а не красочная мишура.
Взрослые и жуткие сказки дель Торо в этот список не попали, но не вспомнить о его продюсерском проекте в духе олдскульных подростковых ужастиков было бы странно. «Страшные истории для рассказа в темноте» хоть и были сняты норвежским мастером жанра Андре Овредалом, но впитали в себя скорее мексико-американскую эстетику одного из главных хоррормейкеров современности. Тут и его излюбленные практические эффекты, и политический подтекст, и в конце концов извечный интерес к мирам детей и подростков, чей взгляд на жизнь ещё не замутнён грядущим взрослением. Юные герои попадают в заброшенный дом, находят там таинственную книгу, наполненную вселяющими ужас историями, и навлекают на себя проклятие — за каждым из них будут приходить монстры из этих страшилок. Сюжетно это кино, конечно, вряд ли удивит, но вот образы чудищ запомнятся надолго.
Для самых пугливых зрителей есть soft-версия Земекиса, но если вас не пугают страшные лысые ведьмы, то советуем всё-таки включить фильм Николаса Роуга. Экранизация Роальда Даля у британского постановщика получилась по-настоящему жуткой. Это, конечно, по-прежнему сказка со всеми вытекающими (превращения детей в мышей, заклинания и довольно размеренный, лишённый всякого саспенса тон повествования), но как только дело доходит до столкновения главного героя с кровожадными ведьмами, которые не прочь полакомиться малолетками, Роуг неожиданно включает хоррормейкера. Симпатичные колдуньи «срывают» маски и превращаются в лысых уродливых существ, а кино всё больше напоминает боди- хоррор какого-нибудь Кроненберга — уж слишком пугающий здесь грим.
Пожалуй, самый безобидный фильм из списка по книгам не менее безобидного писателя хоррор-книг. Р.Л. Стайн (его здесь играет Джек Блэк) и дети пытаются справиться с монстрами, сбежавшими из ужастиков автора. Ностальгическое (кто знает хоть парочку историй, будет в восторге от появлений знакомых персонажей) и увлекательное путешествие оборачивается поиском настоящих друзей, и эта незамысловатая мораль, в общем-то, идеально описывает вообще весь фильм. Наивный, порой слишком детский и приторный, он всё же умудряется не только не раздражать, но ещё и очаровать даже самого привередливого взрослого. В такие волшебные миры, как у Стайна, хочется возвращаться снова и снова (хотя иногда и страшно), но если после первой части вам будет мало, всегда есть сиквел.
Один из лучших фильмов Тима Бёртона — короля мрачной комедии, чёрно-белых тонов и причудливых безумных героев, пришедших со страниц произведений какого-нибудь Эдгара Алана По. Этот фильм пугал многих наверняка ещё в детстве, а теперь, кажется, есть идеальный повод напугать им и своих неопытных близких. Очаровательно одиозный Майкл Китон портит жизнь семейным парочкам, а те пытаются разобраться не только с новосельем, но и с его жуткими загробными проказами. Мораль, как видится, у Бёртона проще (и понятнее) некуда: живые должны быть в мире с мёртвыми, к помощи к потусторонних сил прибегать не стоит даже в самых тяжёлых случаях, а особенно не рекомендуется произносить «Битлджюс» три раза подряд.
Несмотря на то что «Дом-монстр» — проект анимационный, среди всех остальных фильмов в этом списке он выглядит внушительнее и страшнее всего. Дело в том, что Гил Кинан и Дэн Хармон (автор революционного ситкома «Сообщество») даже с рейтингом 12+ умудрились снять будоражащий хоррор, где чуть ли не каждая сцена может легко заткнуть за пояс любой современный слэшер. Три приятеля узнают, что их соседний дом — настоящий монстр, который ест каждого, кто осмелится в него зайти. Собрав настоящую экспедицию, они решают отправиться в недра чудовища и уничтожить угрозу, но план, как это часто бывает, проваливается на первых же этапах. Если вам хочется, чтобы в процесс были вовлечены все члены семьи (а не только дети, которых, скажем прямо, напугать не то чтобы сложно), смело включайте «Дом- монстр» — годы идут, а менее страшным и печальным в финале он не становится.