К Яне Трояновой почему-то хочется приклеить множество шаблонных ярлыков и присвоить ей все возможные категории общих мест, настолько затертых, что они давно утратили свой вес и смысл: «героиня нашего времени», «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», «свердловский самородок», «девчонка с нашего двора» и прочие не слишком изобретательные банальности. При том что к ней и правда применимы все типовые медали за заслуги, она остаётся уникальной артисткой, действительно единственной в своем роде, с которой непременно хочется перейти на фамильярный тон общения: своя, родная или попросту народная артистка России. И дело даже не в том, что ей пока не собираются вешать почетный орден на грудь, а в безграничной (народной!) любви зрителей всех возможных возрастов и адресов.
Троянова, как уроженка Свердловской области, успела поработать с талантливыми земляками: служила в театре Николая Коляды, снималась у Алексея Федорченко и нашла своего человека и в жизни, и в искусстве в Василии Сигареве. Недавно стало известно, что их брак дал трещину, но это нисколько не влияет на то, что творческий союз автора и артистки был заключен где-то выше, их совместная работа непременно продолжится — Троянова сыграет в следующем фильме режиссера-драматурга.
Бескомпромиссную и повсеместную славу актрисе принесла роль в «Ольге», но еще до триумфа сериала Яна собирала награды и снималась в фестивальных картинах. Ко дню рождения Трояновой вспоминаем ее примечательные роли и даже одну режиссерскую работу.
«Волчок» стал дебютом в полнометражном кино одновременно и для драматурга Василия Сигарева (по его пьесе «Пластилин» Кирилл Себренников поставил свой первый спектакль в Москве), и для театральной актрисы Яны Трояновой, для обоих начало было успешным: премьера фильма прошла на фестивале «Кинотавр», где он получил главный приз, премию за лучший сценарий и лучшую женскую роль; позже успех картины закрепился на «Нике».
История неблагополучного взросления рассказана от лица шестилетней девочки (Полина Плучек), которой очень хочется маминого тепла и внимания, но никак не удается его заслужить. «Она была красивая, веселая и вкусно пахла вагоном-рестораном» — такой дочка впервые увидела свою непутевую мать (ее и сыграла Троянова), сразу после ее рождения та отправилась в тюрьму за бытовую поножовщину. Сигарев пытается устоять на тонкой грани между бытовым и символичным, разводя кровь в молоке, а Троянова — удерживать героиню на коротком перешейке между бездушной сволочью и женщиной глубоко несчастной. Актриса говорила, что некоторые сценарные обстоятельства были взяты из ее собственной биографии: и стремление заполучить материнскую любовь, и крепкая связь с бабушкой, которая ушла слишком рано, и чувство бесприютности — не зря закадровый голос истории принадлежит именно ей.
Сам же волчок — это подарок, маленькая игрушка, которая вертится по столу, и единственное проявление материнской любви, которое изо всех сил можно зажать в ладошке.
Тема смерти и разговоров с мертвецами прошла рябью в предыдущем фильме Сигарева «Волчок» — маленькая девочка бегала на могилу к незнакомому мальчику в надежде с ним подружиться. Кладбище в «Жить» — уже не адрес или финальная точка маршрута, а общее состояние, в котором уживаются дешевые гробы, поминки и душераздирающая трагедия.
Три истории необратимых потерь кружатся вальсом, сменяя друг друга: отец-утопленник (Евгений Сытый) навещает сына, мать-алкоголичка (Ольга Лапшина) оплакивает дочек-близнецов, а девушка с дредами (Яна Троянова) не может осознать, что ее пять минут как мужа (они обвенчались в то утро) забили ногами насмерть в электричке. Сигарев не скатывается в беспробудную тьму, а ставит кроткий памятник сопротивлению: мертвые возвращаются, разговаривают и ждут ответов, оставшиеся на этом свете не торопятся идти по следу, а пытаются решиться жить.
Яна Троянова выступает здесь в роли символа хромого оптимизма (хотя довольно сложно назвать ее героиню оптимисткой) — это что-то незримое в осанке и поступи, что она пронесет через всех своих героинь: умение не сдаться, подняться с колен и идти дальше, каких бы усилий это ни стоило.
Несчастье сближает: две женщины с утра в вагоне поезда проснутся без кошельков, и знакомство попутчиц затянется надолго: противоположности, как известно, притягиваются, и не обязательно только на романтической плоскости. В фильме Авдотьи Смирновой, написанном в соавторстве с Анной Пармас, все построено на противопоставлениях, где во главе полюсов стоят актрисы Анна Михалкова и Яна Троянова. Обе поделили не только пространство фильма, но и премию за лучшую женскую роль на «Кинотавре» (главный приз фильму ушел без дробления).
Интеллигенция, музей и высокий стиль встречаются с провинциальной беззастенчивостью и кокетством маргинальности в Санкт-Петербурге — культурной столице и городе кабаков, комедия оттеняется трагедией, а «Кококо» дышит как современное кино, но живет традициями советского киноискусства. Лиза и Вика — своего рода два лица одной страны, понятные и узнаваемые: папина дочка и девчонка с нашего двора, которые в равной степени заслуживают любви, но ее не получают.
Фильм-калейдоскоп, фильм — лоскутное одеяло еще одного уроженца Свердловска Алексея Федорченко рассказывает о жизни марийских женщин: 23 новеллы о традициях, суевериях и обычных буднях народа. Каждую историю предваряет титр с именем женщины-героини. Все они говорят на марийском языке, влюбляются, расстаются и купаются в реке, а Федорченко ловко лавирует между бытовым и трагичным, смешным и фольклорным, смешивая суеверный вымысел и неприхотливую действительность.
Героиня Яны Трояновой Орика, побитая, поцарапанная, но вновь не сломленная духом, едва доползла до дома: она зализывает раны и жалуется мужу на насильника, тот отправляется мстить. Короткая новелла с традиционным амплуа актрисы в местном колорите: раненная снова нашла силы, чтобы встать и не очень унывать — все бывает, все заживает.
Новый год в России — совершенно уникальная мифическая пора, бесконечное марево праздника, любимого до остервенения: отмечать стоит изо всех сил и вопреки здравому рассудку. Эта сказочность родом из детства и бытовое безумие у Сигарева срифмованы еще в названии, отсылающем одновременно и к книге «Волшебник страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума, и к позывным «скорой помощи» 03. Вместо Дороти с псом Тото Ленка Шабадинова с собачкой, которой во чтобы то ни стало надо успеть принять смену в киоске, а вместо волшебной страны и дороги, вымощенной желтым кирпичом, битый асфальт Екатеринбурга, города, полного персонажей не менее удивительных, чем Страшила или Железный дровосек.
Сигарев создал удивительную оголтелую комедию, бесцеремонную и наглую, где снова балом правят сила его слова и талант Трояновой. Но оба здесь изменили привычным интонациям: Троянова играет вечную оторопелость, удивление и растерянность, а Сигарев обменял бездну отчаяния предыдущих работ на юмор той же силы.
Короткометражный фильм, написанный и поставленный Василием Сигаревым, — строго говоря, рекламный ролик жилищного комплекса, но настолько удачный, что его едва ли можно оставить за периметром фильмографии как режиссера, так и актрисы.
Яна Троянова в «Z» — своего рода героиня нашего времени: мать, спасающая своих детей, когда все вокруг в огне, а зомби-апокалипсис по-русски набирает обороты. Вновь срабатывает магическое сочетание драматургии Сигарева и органики Трояновой: если и фантазировать о том, как русская женщина будет отбиваться от плотоядных нелюдей, то только так. Героиня Трояновой не сомневается ни секунды, не ожидает подмоги извне, а решительно действует по ситуации, успевая кричать детям «самолет!», чтобы те пригнули головы и через все ужасы прошли с закрытыми глазами. Несмотря на малую форму и по большому счету шуточное содержание, Сигареву довольно ловко удалось совместить отечественные реалии и приемы жанра — мог бы получиться и занятный полный метр.
В недавнем фильме Владимира Мирзоева две сестры, Надя (Надежда Игошина) и Валентина (Евгения Соляных), решили во чтобы бы то ни стало спасти от несчастья Алексея, который никак не может уйти от жены — ее он называет ласково и нежно Псина. По двум строчкам синопсиса легко предположить, какая из ролей досталась Трояновой, — краткий и яркий эпизод играет на затянутом ожидании. Первый час хронометража Алексей (Евгений Цыганов) бесконечно жалуется, ненавидит вслух и кроет на чем свет стоит нелюбимую жену, в какой-то степени составляя фоторобот воровки, забравшей его счастливую и безмятежную жизнь.
«Ты чего меня абьюзишь?» — появляется наконец Троянова в бархатном спортивном костюме, одним глазком она смотрит за выступлением Михаила Шаца по телевизору, другим — на мужа, который рассеянно собирает вещи, перед тем как навсегда хлопнуть дверью. Невозмутимая, ироничная, «палец в рот не клади» — Трояновой вполне хватило эпизода, чтобы вся будничная жизнь Псины прошла у зрителя перед глазами.
В короткометражке «Рядом» Троянова появилась в необычной для себя роли постановщицы и сама срежиссировала фильм, оставшись по ту сторону камеры, место в кадре заняли Ксения Раппопорт и Анастасия Шевелева. Железная дорога, товарные поезда, мокрые лапы лохматого пса и загадочная рыбачка на берегу: между случайными прохожими девушками-антиподами начинается диалог — с простого и бытового, вроде помидоров и породы собаки, а заканчивается чувством свободы и жаждой побега в несущихся мимо вагонах.
«Рядом» — короткая зарисовка, в которой Трояновой за 15 минут удалось передать тесноту и скупость — не только места, но и мыслей, и проложить незримый мост в прекрасное далеко.