
Еще школьницей я смотрела фильм "Поднятая целина" и восхищалась красавицей Лушкой, которую сыграла Людмила Хитяева. Лушка была смелой, разбитной и яркой, и, конечно, думалось, что актриса, исполнявшая эту роль, должна быть такой же. Хитяева и сейчас очень красива, но совсем не похожа на свою озорную героиню.
-- Людмила Ивановна, Вы давно нигде не появлялись…
-- Живу своей отдельной жизнью, не тусуюсь, как принято сейчас говорить. Благодаря тому, что у меня есть имя, могу ездить с бригадами актеров на концерты. Иначе совсем было бы скучно.
-- Что вы делаете на концертах?
-- Для меня концерт – это моноспектакль, мой литературный вечер. Читаю стихи Юлии Друниной, Марины Цветаевой.
-- Самую большую известность вам принесли фильмы по Шолохову?
-- Нет. Еще будучи студенткой я получила предложение сниматься в фильме "Екатерина Воронина". Мне тогда было двадцать лет. А какая у меня была партнерша! Сама Вера Пашенная, которая играла мою бабушку. Она мне говорила, что я органична как ребенок. Это была самая лестная похвала.
-- Как вас нашел режиссер?
-- Я – волжанка. Закончила театральное училище и работала в театре в городе Горьком. Съемочная группа приехала из Москвы в Горький на выбор натуры. Ассистентка пришла на мой спектакль и, увидев меня, пригласила сниматься.
-- Как вы это восприняли?
-- Как ни странно, у меня не было восторга от съемок, мне все не нравилось. Это было похоже на работу в театре, где общение происходило со зрителями, а не со съемочной камерой. Да и эпизоды снимались не по порядку, а отдельными кусками. Поэтому после окончания картины, когда мне предложили сниматься в "Тихом Доне", я отказалась, хотя Герасимов утвердил меня без кинопроб. Но я получила телеграмму от директора киностудии Бритикова о том, что сам Шолохов настаивает на моем участии в фильме. Это на меня подействовало, и я согласилась. Как только приехала на съемку, мне сразу предложили сложную сцену причитания Дарьи. Предварительно отвезли посмотреть, как деревенские женщины плачут над покойником, чтобы потом достоверно сыграть это в фильме. Только на съемках у Герасимова я получила удовольствие от работы и почувствовала ту творческую атмосферу и тот творческий процесс, который приближался к театральному. Потому что Герасимов репетировал, кропотливо добиваясь абсолютной точности и достоверности.
Позже появились хвалебные статьи, но у меня никогда не было "звездной болезни". Я понимала, что все это пройдет. Меня совершенно потрясла своей "независимостью" знаменитая Вера Марецкая, которая приехала в Горький вместе с кинорежиссером Марком Донским к нам в театральное училище. Она была проста и доступна. И я уже тогда сделала вывод: чем талантливее человек, тем он проще и скромнее. Меня восхитила игра Марецкой в фильме "Сельская учительница", она навсегда осталась моей любимой актрисой. Мне позже довелось сыграть главную роль в фильме "Евдокия", предназначавшуюся Вере Марецкой. Роль возрастная – от 19 до 50 лет. Марецкая отказалась сниматься, потому что ее возраст не позволял сыграть девятнадцатилетнюю Евдокию. Ну разве это не судьбоносные переплетения?
-- Встреча с молодым тогда режиссером Татьяной Лиозновой была интересна?
-- После роли Лушки в "Поднятой целине" у режиссеров создался стереотип: мне стали предлагать играть разбитных, острых на язычок жен. Я отказывалась. А Лиознова предложила мне сыграть скромную, незаметную женщину, совсем не похожую на моих предыдущих героинь. Когда мнe дали почитать сценарий, я решила, что должна играть одну из дочерей Евдокии, подходящих мне по возрасту, но Лиознова не побоялась снять меня в основной сложной роли.
-- Какие качества, на ваш взгляд, необходимы актеру в первую очередь?
-- Кинематограф требует сильных характеров. У меня сильный характер, я никогда не складываю крылышки.
-- Шолохов был доволен вашей работой в "Поднятой целине"?
-- Более того, он утвердил меня на роль Лушки без проб.
-- Ваш муж имеет отношение к кинематографу?
-- Он инженер. Мы вместе двадцать лет. У меня есть сын от первого брака, он сейчас работает в Таиланде. Знает несколько языков.
-- Не актер?
-- Однажды Сергей Бондарчук встретил меня с ним в Доме кино и сказал, что сына нужно снимать. Я категорически ответила: "Нет!", хотя внешность сына – кинематографическая. И очень благодарна моим родителям, что они помогли мне вырастить его – ведь у меня было очень много работы. Отец мой – инженер. Мама – медик, врач первого ранга, фронтовичка, вывозила раненых из Сталинграда.
-- Каким было ваше детство на Волге?
-- Волга воспитала нас, учила быть основательными, немелочными. Люди в провинции лучше, чище. Провинция воспитывает цельность характера, а столица насыщена многоголосьем. Нет этой основательности. Я воспитывалась в пуританской семье, хотя играла позже озорных женщин.
-- А в чем особенности вашего характера?
-- Если я становлюсь неинтересна какому-то человеку, я тоже перестаю любить его. Как будто компьютер во мне срабатывает. Я плавно ухожу от этого человека.
-- У кого из режиссеров вам хотелось бы сниматься?
-- У Никиты Михалкова, хотя я совсем не его актриса. Он мне симпатичен, но, думаю, он многим симпатичен. Я была очень горда тем, как он держался, когда ему вручали "Оскара". Еще мне еще нравятся Шахназаров, Меньшов.
-- Каких актеров-партнеров вы особенно полюбили?
-- Женю Матвеева в "Поднятой целине", Элину Быстрицкую и Зину Кириенко в "Тихом Доне".
-- Были ли у вас призы на фестивалях?
-- Никаких. Никогда.
-- Удивительно. Имея такие роли… А фильмы с вашем участием?
-- Получали, и это хорошо. Меня как-то не волновали призы. Лев Толстой сказал однажды: "Делай свое дело, и будь что будет". Я согласна с этим определением.