В прокате идет по «По правилам и без» — четвертая полнометражная картина Луи Гарреля-режиссера. Обманчиво легковесная лента меняет регистры на лету, притворяясь комедией то криминальной, то шпионской, то романтической, то в конце концов семейной. Если после просмотра вам не хватило кудрей и французских поцелуев, предлагаем посмотреть еще несколько фильмов с Луи Гаррелем.
Предыдущая режиссерская работа Гарреля тоже обманчиво простодушна: экологическая комедия, с одной стороны, подсвечивает проблему глобального потепления в неожиданном ракурсе, с другой — иронизирует над привычками парижских буржуа. Абель и Марианна (Гаррель и Летиция Каста) понимают, что их сын Жозеф (Жозеф Энжель) начал таскать вещи из дома: мысль о том, что дело в спасении планеты, приходит встревоженным родителям в последнюю очередь.
Сценарий «Этого нового мира» Луи Гаррель написал в соавторстве с большим мастером Жан-Клодом Карьером («Этот смутный объект желания»). В результате совместной работы представителей разных поколений и на экране вопрос отцов и детей показан глазами обоих. «Этот новый мир» — и маленькая история семьи в одной гостиной, и рассказ об огромном приключении в погоне за благородной целью, и, кроме того, невероятно воодушевляющая и радостная комедия из тех, что так хочется смотреть весной.
На поле режиссуры Гаррель не избегает сравнений с Вуди Алленом — и в тяге к синефильству, и в невротичных аккордах юмора, и в любви играть главные роли в собственных картинах. Однажды две кинематографические величины должны были встретиться на одной съемочной площадке: случилось столкновение в последнем на данный момент фильме Аллена «Фестиваль Рифкина».
Точкой притяжения стал фестиваль в Сан-Себастьяне: Гаррелю досталась роль молодого и обожаемого публикой киносмотров режиссера Филиппа. Кинематографист посвящает пресс-конференции трюизмам о силе искусства, а вечера — ухаживаниям за чужой женой Сью (Джина Гершон). Вуди Аллен традиционно солидаризируется с обманутым мужем Мортом (Уоллес Шоун) и размышляет о том, куда уходят большие авторы и остается ли место в сердцах зрителей пустым.
«Офицер и шпион» Романа Полански — тихий маленький шедевр, который прошел мимо большинства радаров (что, впрочем, оправдано ввиду запятнанной репутации режиссера). В основе сценария история реальная, неоднократно попадавшая в руки кинематографистов и литераторов. В 1895 Альфред Дрейфус был обвинен в шпионаже в пользу Германии: он сам и все вокруг твердили о невиновности, но если есть дело — будет и приговор, особенно если отягчающим обстоятельством (разумеется, не напрямую) становится расовая принадлежность. «Офицер и шпион» — кино вроде бы старомодное и академичное, но статная осанка картине к лицу. В поисках справедливости солирует Жан Дюжарден в роли Жоржа Пикара, а партию Дрейфуса Полански доверил абсолютно неузнаваемому Луи Гаррелю.
Нежный опус звенящей юности Греты Гервиг мгновенно попал на полку любимых фильмов: «Маленьких женщин» хочется смотреть и бесконечно пересматривать. В новой экранизации романа Луизы Мэй Олкотт Гаррелю досталась роль самая утопическая и юмористическая одновременно. Писательница в романах подробно рассказывала о взрослении четырех сестер на фоне Гражданской войны в Штатах, опираясь на собственную биографию. Среди галереи портретов близких Олкотт выделяется немецкий профессор (сыгранный французом Гаррелем): Фридрих Байер — персонаж вымышленный, «прекрасный принц» интеллигенции, откуп писательницы в сделке с издателем. О фигуре любителя литературы и его роли в жизни Джо Марч Гервиг размышляет с особенной иронией прямо в кадре.
Несмотря на то что на режиссерской стезе Гаррель почитает себя старательным жанровым ремесленником, ореол французской «новой волны» витает вокруг актера всю творческую жизнь. Неудивительно, что именно Гаррель сыграл Жан-Люка Годара, а режиссер Мишель Хазанавичус («Артист») выбрал формой рассказа не традиционный байопик, а синефильскую комедию. Три кинематографиста вступили в неповторимый симбиоз, где никто никого не копирует, но все друг друга понимают. События ленты охватывают протесты 1967 года и съемки «Китаянки»: Годар встретил Анну Вяземски (Стэйси Мартин) — будущую жену и музу.
«Мой легионер» — пожалуй, одна из самых нетипичных картин в фильмографии французского актера. Гаррель сыграл лейтенанта армии, который руководит военной подготовкой солдат на Корсике. Роль одного из новобранцев взвода Влада сыграл Александр Кузнецов.
Режиссерка Рашель Ланг выстраивает зеркальную композицию, с одной стороны, показывая армейские условия и психологическое состояние солдат, с другой — быт жен и девушек, оставшихся «на берегу». «Мой легионер» — кино, которое концентрируется не на военных действиях, а на эмоциональном состоянии и побочных эффектах милитаризма как образа жизни.