Стремительно развивающаяся карьера успела преподнести Фассбендеру 6 номинаций на большие награды. До сих пор Майкла не звали на сцену, чтобы он забрал домой заветную статуэтку. Однако в 2015 году все может измениться
В 1977 году в небольшом немецком городке Гейдельберг в семье немца Йозефа и ирландки Адель родился мальчик Михаэль. Спустя 2 года родители перевезли его в ирландский Килларни, который примерно в 10 раз меньше Гейдельберга. Там у родителей был ресторанчик, в котором Йозеф был шефом, а Адель заведовала бухгалтерией и помогала в хозяйстве. Михаэль тем временем стал Майклом, учился, увлекался музыкой и актерской игрой. Как-то раз он даже получил роль в школьной постановке. Тогда ему было 17 лет, и он еще не знал, что это увлечение принесет ему мировую известность.
Майкл пошел в лондонский Центр драмы, там он посещал уроки актерского мастерства и, как рассказывает его одноклассник Том Харди, был лучшим в классе. Увы, ирландец Майкл так и не доучился. Правда, это не помешало ему пробиться на экран, пусть и не сразу.
В 2001 году Майкл получает первую роль на ТВ. На телевидении он пробыл относительно недолго – уже через 5 лет имя Майкла Фассбендера появилось в титрах полнометражного фильма. Дебют ирландца с немецкими корнями состоялся в «300 спартанцев». С тех прошло почти 10 лет, и за это время Фассбендер стал одним из самых ярких актеров своего поколения, секс-символом и претендентом на большие награды. Он сыграл в «Голоде», «Стыде», «12 годах рабства», «Прометее», «Фрэнке», «Бесславных ублюдках», «Людях Икс» и многих других фильмах. Стремительно развивающаяся карьера успела преподнести Фассбендеру 6 номинаций на большие награды (1 на «Оскар», 2 на «Золотой глобус», 3 на БАФТА). До сих пор Майкла не звали на сцену, чтобы он забрал домой заветную статуэтку.
Однако в 2015 году все может измениться. Фассбендер делает свое самое громкое заявление в карьере, говорит он своей актерской игрой – в «Макбете» и «Стиве Джобсе».
«Я нутром чую, какие роли мне подходят, – сказал как-то раз Фассбендер. Чуть позже он переформулирует свой подход к выбору образов: Мне нравятся герои с недостатками, потому что у всех нас есть недостатки. Люди – сложные натуры. Наше поведение по отношению друг к другу – странная штука. Поэтому мне нравится открывать что-то новое в этом направлении».
Что ж, на копание в дебрях человеческой личности у Фассбендера было предостаточно времени. И у Макбета, и у Джобса в душе много темных уголков.
Макбет – воплощение мощи, ума, воинского таланта, отваги и мужества. Одновременно это олицетворение тщеславия, властолюбия, бесчеловечности. Он, стремясь к своей цели, к трону, нарушает закон, убивает, совершает сделки с моралью и совестью, попирает чужие права и проливает кровь. Макбета разрывают противоречия, впрочем, как и любого другого персонажа Уильяма Шекспира.
У «Макбета» больше десяти экранизаций, в этот раз честь сыграть культового персонажа выпала Фассбендеру. Он эту роль получил после того, как поразил продюсеров своей игрой в «Стыде». Когда Фассбендер дал свое согласие, начались поиски режиссера и, конечно же, леди Макбет.
Постановщиком в итоге стал Джастин Курзель («Снежный город»). По задумке студии он должен был сделать картину, которая присуща стилю исполнителя главной роли, и добавить новый смысл имеющимся в классическом произведении посылам.
На роль леди Макбет утвердили Натали Портман. Увы или ах, она проект вскоре покинула, и на ее место пришла Марион Котийяр. Француженка всегда мечтала сыграть макбетову пассию, но она и не подозревала, что когда-то ее пригласят в англоязычную постановку. Марион считала, что ее максимум – французская интерпретация, но Фассбендер и Ко решили иначе. Особого цимеса назначению Котийяр придал исторически аспект. Хотя национальность леди Макбет в пьесе нигде не упоминается, подразумевается, что она шотландка. Для фильма Котийяр сохранила свой родной «акцент», что важно, поскольку в истории Шотландии было много королев с французскими корнями.
Что вышло у трио Фассбендер-Котийяр-Курзель? Ответ прост – феерия. Фильм представили в Каннах, и местная публика 10 минут аплодировала, пока по экрану снизу вверх бежали финальные титры.
«Вдохновенно, новаторски, поразительно. Незабываемая игра актеров и кадры. Этот фильм соответствует шекспировским высотам. Драматург был бы определенно в восторге от этого кровавого буйства», – пишет Энджи Эрриго (Angie Errigo/Empire).
«Яростная, кровавая новая версия “Макбета” от Джастина Курзеля распарывает знаменитую трагедию Шекспира снизу доверху, и все внутренности вываливаются на камни под ногами», – метафорично описывает кровавость фильма Робби Коллин (Robbie Collin/The Telegraph).
«Бесстрашно яркий и безукоризненно сыгранный. Это живое, цепляющее обновление, пусть оно и остается сугубо в рамках своего времени», – считает Гай Лодж (Guy Lodge/Variety).
«Помимо актерской игры новый “Макбет” выглядит выигрышно благодаря чуткому глазу Курзеля, впечатляющему таланту оператора Адама Аркапоу (“Настоящий детектив”) и правильно подобранным декорациям Фионы Кромби. Мир, который они создали, быть может, чересчур ошеломителен, но его просто невозможно забыть», – восторгается Грегори Элвуд (Gregory Ellwood/Hitfix).
«Шум и ярость окутали “Макбета”, но и смысл никуда не делся. Быть может, это не самая изысканная версия, и мне кажется, что Курзелю стоило побольше поработать с речью Фассбендера, показать ему, как ломаются его принципы, меняется нерв пьесы», – нашел незначительные недочеты в «Макбете» Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian).
В России «Макбет» стартует 26 ноября. Идите и любуйтесь, заодно держите в уме, что та же самая команда займется адаптацией «Кредо убийцы» (Assassin’s Creed). От этой мысли у вас должно быть тепло на душе.
В теории психологии любое отрицательное качество можно при определенных условиях представить как положительное. Так, например, жадный человек подходит под определение практичного, эгоцентричный – под целеустремленного, лицемерный – под адаптивного, двуличный – под многогранного. В общем, прилагательными можно вертеть, как душе угодно. Один из величайших бизнесменов планеты Стив Джобс в своей жизни ходил по грани между двумя крайностями. У него были фанаты, у его техники были фанаты, и одновременно его ненавидели. С Джобсом не могли ужиться ни родные, ни близкие. Его жизнь полна противоречий, и от этого личность Джобса становится только выразительнее. Однако он останется в истории не в качестве человека с трудной судьбой и сложным характером. Прежде всего, Джобс – это Apple.
Эту мысль до нас доносит сценарист Аарон Соркин. Джобс – это Apple, это три главных изобретения: Macintosh, NeXT и iMac. В фильме мы не увидим типичный рассказ биографии от колыбели до могилы, вместо этого нам покажут всего три сцены с суммарным хронометражем 122 минуты.
«Надеюсь, студия не убьет меня за такую вольность, – высказывает свои опасения Соркин в разговоре с журналистом The Daily Beast. – Каждая из трех сцен расскажет, что происходило за кулисами до поступления в продажу того или иного продукта».
Мы увидим три разных десятилетия: восьмидесятые, девяностые и начало двухтысячных. Для достоверности сценарист общался с сотрудниками компании и вспоминал свои беседы с Джобсом по телефону. Вживую Аарон никогда основателя Apple не видел, но слышал. В роли Джобса Соркин видел Тома Круза, однако, пропуская все чехарду с актерами, режиссерами и студиями, примем за аксиому, что киношный Джобс – это Майкл Фассбендер. Добавим к нему Стива Возняка (Сет Роген), Джоанну Хоффман (Кейт Уинслет) и человека за кадром Дэнни Бойла.
«По-настоящему талантливые люди рассказывают о по-настоящему талантливом человеке: Фассбендер, Уинслет, Соркин и Бойл ждут своих номинаций на “Оскар”. При всем своем размахе и напоре на значимость происходящего “Стив Джобс” умудряется быть захватывающим. Как сейчас говорят, дружелюбным к пользователю», – пишет Иэн Нэйтан (Ian Nathan/Empire).
Empire фильм расхваливает, но с ним солидарны далеко не все. Байопик получился таким же противоречивым, как и его главное действующее лицо.
«Как ни прискорбно констатировать, нет человечности в этом разочаровании. Стив Джобс и все остальные персонажи вокруг него никак не могут предстать перед зрителем живыми людьми и хоть как-то собой заинтересовать. Они нереальны, они – хэштеги», – содрогается Рекс Рид (Rex Reed/New York Observer).
«Изнурительно, безлико и абсолютно поверхностно. Актеры сыграли выше всяких похвал, но даже близко не подошли к “Социальной сети”», – сравнивает две соркиновские работы Джефф Бэйкер (Jeff Baker/Portland Oregonian).
«Чрезмерно завышенное чувство драматизма, навязанное Соркином, срабатывает лишь тогда, когда в фильме рассказывается о событиях с высокими ставками, но в остальном, несмотря на талдыченье, что все невероятно важно, зритель, к своему разочарованию, никак не может начать сопереживать героям», – сетует Беджамин Ли (Benjamin Lee/The Guardian).
«Голос Соркина в этом разговоре звучит громче остальных, и фильм лишь изредка доносит до зрителя свой общий посыл. Но нужно отдать должное тандему за нетрадиционную структуру, этот выбор определенно оправдал себя, спасибо актерскому составу», – комментирует «бесчеловечность» Грегори Эллвуд (Gregory Ellwood/Hitfix).
«Движимый оригинальным сценарием Аарона Соркина, воплощенный с красочностью и живостью Дэнни Бойлом байопик Стива Джобса превращается в захватывающее развлечение для кинозрителя», – осталась довольна Энн Хорнэдэй (Ann Hornaday/Washington Post).
Каким предстанет «Джобс» перед вами, узнаете в первый день нового 2016 года.