Оживив суховатую прозу первоисточника, Финчер в очередной раз поднимает жанровую планку триллером, нафаршированным множеством неразрешенных социальных и личностных конфликтов
День пятилетия свадьбы Ника и Эми Данн оборачивается кошмаром – вернувшийся с утренней прогулки супруг обнаруживает двери дома распахнутыми, следы борьбы в гостиной, капли крови в кухне и не находит и следа своей жены. Приступившая к расследованию исчезновения пара детективов очень скоро главным подозреваемым делает самого Ника – у него сомнительное алиби, слишком много косвенных улик и свидетельств указывает на то, что Ник и Эми вовсе не были счастливой семьей. Очень скоро весь город охвачен истерией – в Нике больше не видят безутешного супруга, ищущего пропавшего любимого человека. И только сам Ник уверен, что за исчезновением Эми стоит что-то большее, нежели банальная семейная размолвка или даже убийство…
Тихой сапой за последние 10-15 лет Дэвид Финчер превратился в одного из ведущих кинорежиссеров современности – его старые фильмы превращаются в золотую классику, каждая вышедшая картина собирает массу наград, а новых его лент ждут с нетерпением и сладостным предвкушением. Надо сказать, Финчер не разочаровывает поклонников, и давно ожидаемая «Исчезнувшая» оказалась работой столь крепкой, столь плотной и многосторонней, что обсуждать ее и зрители, и критики будут еще долго.
Для начала нужно отметить, что уже в который раз Дэвид Финчер сумел сделать фильм, который, без сомнения, превосходит литературный первоисточник. Такое происходит не впервые – безусловно, картина превзошла книгу в случае с «Бойцовским клубом» и «Загадочной историей Бенджамина Баттона», в какой-то мере кинематографический мир «Девушки с татуировкой дракона» оказался живее книжного. Про сухой набор документов, легший в основу «Зодиака», и говорить нечего. С «Исчезнувшей» особенно и стараться не нужно было, прозу Гиллиан Флинн нельзя назвать высшим литературным пилотажем, и все равно – работа Финчера завораживает. При всей близости к букве романа фильм живет совершенно отдельной жизнью, финчеровская вселенная шире и глубже даже того, что может подарить фантазия читающего роман.
Достигается этот эффект излюбленными и мастерски применяемыми Финчером приемами. Его въедливость в детали, его напористость, его неназойливый, но отчетливо ощутимый ритм повествования приближают режиссера к лучшим работам Хичкока и Кубрика. Вязкая атмосфера преследования, всеобщих подозрений, ужаса беспомощности охватывает и затягивает в водоворот так, что за 145 минут у зрителя нет ни малейшей возможности даже подумать о часах, попкорне или телефоне – все включены в расследование таинственного исчезновения.
Зрители наверняка найдут множество параллелей, которые напрашиваются при просмотре «Исчезнувшей», – от той же уже упомянутой «Девушки с татуировкой дракона» до датской «Охоты», демонстрирующей трагедию загнанного общественным порицанием в угол человека, и «Прирожденных убийц» Стоуна, жаждущих славы любой ценой. В этом и ценность фильма Финчера – как с огромной луковицы, с него можно снимать слой за слоем, и каждый колет глаз, заставляет осмысливать происходящее с новой точки зрения. Вот ты следишь за тем, как лень, глупость, недоверие разрушают то, что еще совсем недавно казалось «Вечной Любовью», а теперь тебе кажется, что жить с таким маньяком рядом невозможно. Вот ты на стороне одного героя, а затем сюжет совершает невероятный кульбит, и восприятие действительности меняется на противоположное. Очень сложно удержаться в рамках приличий и избежать спойлеров, но картина действительно поражает насыщенностью, букет социальных, межличностных и индивидуальных проблем, охваченных «Исчезнувшей», колоссален.
Заслуженные овации обязательно должны достаться не только постановщику, но и исполнителям ведущих ролей. Не всегда заслуженно порицаемый зрителями Бен Аффлек выдает блестящую работу, его нервный Ник, из негодяя превращающийся в жертву и меняющийся обратно, является украшением первой части ленты – его нескладность, недоумение, нелепые промахи, невынужденные ошибки делают фильм живым. Вторую же часть ленты приватизирует Розамунд Пайк. Героинь такого уровня энергетики кинематограф порождает нечасто, подобных персонажей можно пересчитать по пальцам, поэтому мы должны быть благодарны, что имеем счастье наблюдать дьявольские намерения и поступки Эми Данн, фантастически исполненные Пайк. За тем, как в скромнице с ангельским личиком растет, раздувается, переливаясь всеми оттенками цветов, задавленное эго, готовое вырваться и уничтожить все на своем пути, можно наблюдать бесконечно. Тем более что, по мнению Флинн и Финчера, зло не обязательно должно быть наказано.
В сумме филигранная режиссерская работа вкупе с работой актеров превращает «Исчезнувшую» в один из лучших фильмов года, во флагман жанра, который пересматривать можно еще и еще. Ну а то, что какие-то детали расследования, нестыковки в сценарии или не самая убедительная история с головоломками-подсказками несколько портят «детективное» впечатление, так ведь и фильм не об этом. Финчер лишь сколупывает гламурную штукатурку с фасадов тех, кто копит в себе злобу и ярость, кто лжет близким и не доверяет им в ответ, кто ставит себя в центр, даже если не в силах с этим справиться. А дальше дело зрителя – жить с этим или исчезнуть.