Долгожданный пятый сезон одного из самых рейтинговых сериалов нашего времени оказался довольно слабым в сравнении с предыдущими. И если первая серия еще может удивить зрителя, то две остальные тянут ее с собой на рейтинговое дно
Долгожданный пятый сезон одного из самых рейтинговых сериалов нашего времени оказался довольно слабым в сравнении с предыдущими. И если первая серия еще может удивить зрителя, то две остальные тянут ее с собой на рейтинговое дно.
Эпизод 1. Striking Vipers
Оценка за эпизод: 7
Дружба Дэнни (Энтони Маки) и Карла (Яхья Абдул-Матин II) ослабла, когда первый переехал в солнечный пригород с женой и ребенком, а второй остался в городе, тосковать в своей меланхоличной квартире. Как и у большинства «взрослых», их общение сводится к поздравлениям на день рождения. Как раз на одной из таких ежегодных встреч Карл дарит Дэнни новую версию файтинга Striking Vipers и усовершенствованные VR-очки, которые передают все физические ощущения от ударов и прикосновений.
Как известно, Чарли Брукер умеет удивлять. Его безграничный кладезь депрессивных историй о бездушных технологиях после переезда на Netflix подхватил тон дедовского ворчания и теперь редко дарит нам эпизоды про то, что все эти примочки и гаджеты не меняют людей, а дают им быть самими собой. В этом году фантазия Брукера сделала крен с антиутопичного будущего куда-то в сторону великого эпизода «Сан-Джуниперо» и творчества Ксавье Долана — точнее, его последнего фильма «Матиас и Максим», в котором крепкая мужская дружба проходит испытание вынужденным поцелуем. Брукер заходит на эту территорию с другим инициатором перемен (очевидно, технологией VR), но, что удивительно, действует на ней куда увереннее канадца и демонстрирует невиданный последнему психологизм и гомоэротизм, хотя отношения друзей — лишь прикрытие основного конфликта.
Самый провокационный эпизод нового сезона исследует онлайн-гейминг как площадку для осуществления своих скрытых и подавленных желаний. Большинство взбешенных зрителей, которые, видимо, никогда не смогут играть в файтинги как раньше, не увидят за ночным поцелуем двух мужчин лейтмотив эпизода — супружескую измену. Неспроста на своем дне рождения Дэнни заглядывается на девушку со спущенными штанами, и не просто так расстроенная Тео говорит о браке как о партнерском союзе с вынужденными жертвами — она ведь не прочь познакомиться с кем-нибудь в баре, но нужно стараться ради семьи.
Как и в лучших эпизодах «Черного зеркала», Чарли Брукер акцентирует внимание на человеческих отношениях, отводя технологиям лишь роль катализатора изменений. В новом эпизоде британец и вовсе создает что-то вроде «Любовного настроения» XXI века, в котором ради измены нужно не дарить сумки и галстуки, а всего лишь снять кольцо в баре или прикрепить к виску небольшое устройство и сказать другу в файтинге «не бей, я кое-что попробую».
Эпизод 2. The Smithereens
Оценка за эпизод: 5
Понурый таксист Кристофер (Эндрю Скотт) каждый день подозрительно ошивается около здания лондонского филиала мегакорпорации «Осколки», а в свободное время ходит на групповые сеансы психологической помощи. Несколько месяцев он живёт в этой тягомотной рутине, пока среди клиентов, покинувших здание «Осколков» (а Кристофер только таких и берёт), ему наконец не попадается человек, непосредственно работающий в этой компании. Кристофер похищает несчастного клерка и ставит ему ультиматум: либо ему дают поговорить по телефону с боссом корпорации Биллом Бауэром (Тофер Грэйс), либо мозги клерка разлетятся по всей машине.
Если первая серия, Striking Vipers, легко укладывается в эстетику постнетфликсовской, условно «американской» версии «Чёрного зеркала» — такой крупнобюджетной меланхоличной фантастики в духе San Junipero, — то «Осколки» больше похожи на попытку Чарльза Брукера вернуться на родную британскую почву. Пространство низкобюджетных лаконичных историй, которые так хорошо получались у него в первых двух сезонах. В «Осколках» нет ни ярких фантастических вкраплений (действие происходит в 2018 году, а очерчивающая сюжет технология — банальная соцсеть, тот же Facebook, только называется иначе), ни внезапных поворотов. От страха перед технологиями будущего Брукер возвращается к проблеме, которую обозначил ещё в самой первой серии сериала (той, что про премьер-министра и свинью): мол, далеко ходить не надо, технологии наших дней уже способны неслабо попортить жизнь.
Но если раньше Брукер укладывал свою дидактику в изобретательную сатиру, то теперь его хватает лишь на твердолобую социальную рекламу в духе тех нелепых роликов, что показывают на экранчиках в общественном транспорте. Да, надо отдать должное, сама триллерная история «Осколков» выстроена вполне умело, а Эндрю Скотт очень убедительно играет сломленного несчастного человека (даже слишком убедительно, сериал такой игры не заслужил), но всё это едва ли отвечает на главный вопрос: неужели нам нужна часовая серия «Чёрного зеркала», чтобы узнать, что доставать телефон за рулём — это плохо?
Эпизод 3. Rachel, Jack and Ashley Too
Оценка за эпизод: 3
Рейчел и Джек – две сестры, которые тяжело переживают смерть матери. Утрата, к сожалению, не сплотила их союз, даже наоборот, девушки не могут найти общий язык, да и внешне они мало похожи на родственниц. На день рождения Рейчел просит у отца подарить ей «Эшли 2» – маленькую копию любимой певицы Эшли, содержащую 4% интеллекта артистки. Таким образом, мини-робот становится единственным другом Рейчел. Кто знал, что эта кукла станет последней надеждой на спасение настоящей Эшли, когда ее алчная тетя попытается отобрать у девушки возможность распоряжаться собственной жизнью.
Наверное, самая слабая серия пятого сезона «Черного зеркала», если не всего сериала. Мораль в ней с размахом подается прямо «в лоб», даже увернуться шансов особо нет. Предсказать последующие шаги героев тоже не составит особого труда, главное, понимать, что дело в сценарии, нет, вы еще не стали экстрасенсом. Сюжет настолько лениво проработан, что кажется, будто настоящий сценарий где-то перепутали со старым черновиком и случайно сняли не то. Присутствие Майли Сайрус и талантливых старлеток Энгаури Райс и Мэдисон Девенпорт ситуацию никак не спасает, с каждым новым витком событий рука все больше приближается к лицу.
Стереотипная и вычурная антагонистка, почти прототип Шрама из «Короля Льва», противопоставлена лишенным недостатков главным героиням, отчего складывается ощущение, будто ты смотришь сказку, а не прогрессивный сериал, в котором персонажи всегда были довольно многогранными. Технологии тут отходят совсем на третий план, а приторный хеппи-энд оставляет послевкусие переработанной «Ловушки для родителей». Одним словом, этому эпизоду скорее место на канале Disney+, чем на Netflix.