Путаная и сумбурная, но зато забавная и добросердечная новогодняя трагикомедия о семейном примирении
Год назад супруги Андрей и Надя (Сергей Безруков и Марина Александрова) решили разойтись. Он уехал в Москву, она осталась с детьми в Иркутске. Официально, однако, они не развелись, и их личная жизнь за год никак не продвинулась. Когда на Новый год они собираются всей семьей на даче на берегу Байкала, оба супруга втайне надеются, что смогут помириться. Но никто не хочет сделать первый шаг навстречу друг другу, и отношения еще больше разлаживаются… Пока в ситуацию не вмешиваются причудливые происшествия и дети главных героев.
Второй художественный фильм постановщицы «Сатисфакции» Анны Матисон начинается сильно и убедительно, и не только по меркам сентиментальных новогодних трагикомедий. Многие поссорившиеся пары не могут помириться, потому что им мешают гордыня и страх показаться слабым и уязвимым. Отношения, которые можно было склеить, разваливаются навсегда, потому что их участники отгораживаются друг от друга непрошибаемыми психологическими стенами. И «Млечный путь» наглядно показывает эту динамику, демонстрируя героев сперва по отдельности, а затем вместе.
Наедине с собой Андрей и Надя явственно переживают из-за разрыва, и они продолжают носить свои обручальные кольца. Но когда они собираются за праздничным столом, гордыня перевешивает, и они вместо признаний и извинений потчуют друг друга байками о том, как замечательно живут друг без друга. Они даже изобретают себе любовницу и любовника, чтобы показаться счастливыми и довольными. И их детям, старшей дочери и младшему сыну, остается лишь в ужасе наблюдать, как Новый год превращается в нелепую «пузомерку».
К сожалению, во втором акте «Млечный путь» разваливается. В действие вплетаются все новые и толком не нужные повествованию второстепенные персонажи (от двух байкальских шаманов, притворного и настоящего, до здоровенного лесного кабана), главные герои разбредаются по замерзшему озеру и его окрестностям, а сценарий при этом топчется на месте. Он хватается то за одну, то за другую сюжетную идею, но ничего толкового с ними не делает. Пока наконец в самом конце не догадывается, что лучший способ соединить родителей – заставить их вместе искать маленького ребенка. Однако к тому моменту, когда эта сюжетная линия становится доминирующей, потеряться и найтись успевают Андрей, Надя и даже чемодан Андрея, сданный в багаж и пропавший в аэропорту. Какое может быть драматическое напряжение у четвертой по счету пропажи на протяжении одного фильма?! Естественно, никакого. За парнишку ничуть не переживаешь, хотя он вполне может погибнуть. Фигурально выражаясь, фильм пытается танцевать, предварительно прострелив себе ноги.
Что еще хуже, «Млечный путь» оставляет за кадром окончательное примирение Андрея и Нади. Мол, ясно, что оно случится, но вы, зрители, сами придумайте, какие слова скажут друг другу персонажи и какие поступки они при этом совершат. Это известный и допустимый сценарный ход в мелодрамах, но в «Млечном пути» он кажется предательством публики. Лента тратит уйму времени на несущественные события и лишних персонажей, но не выделяет несколько минут на окончательное объяснение главных героев. При этом конфликты Андрея и Нади отображены во всех деталях. Куда это годится? Мало того, из предшествующих событий отнюдь не следует, что герои преодолели главный стоящий перед ними психологический барьер, и это значит, что без финального объяснения основная сюжетная линия не исчерпана.
Впрочем, лента все же не полное фиаско. Хотя сюжет «Млечного пути» сумбурен, а в финале у него многоточие, а не требуемая новогодней атмосферой точка, в фильме достаточно смешных, душевных и неожиданных сцен, чтобы получить от него удовольствие. А кроме того, окрестности Байкала – куда более интересное место действия, чем обычные для нашего кино «каменные джунгли», и такой уход от стереотипа надо ценить. Пожалуй, этот фильм лучше всего смотреть краем глаза за новогодним столом, чтобы смеяться над удачными моментами, удивляться странным эпизодам и не замечать, что картина плохо работает как единое целое.
С 31 декабря в кино.