Тяжелая и затянутая артхаусная драма о женщине, живущей с психически нестабильным и агрессивным сыном
Французская канадка Диана Депре (Анн Дорвал) в одиночку растит почти взрослого сына Стива (Антуан-Оливье Пилон). Парень страдает от психического расстройства, и при малейшей провокации он «слетает с катушек» и становится неуправляемым и опасным для окружающих. Прежде он жил в специализированном интернате, но мадам Депре была вынуждена его оттуда забрать, когда он устроил пожар. Теперь она пытается воспитывать его самостоятельно. Но так как характер у нее тоже не сахар, их со Стивом жизнь часто сводится к попыткам перекричать друг друга. Ситуация в семье начинает налаживаться, лишь когда помочь парню с домашними занятиями соглашается живущая по соседству Кайла (Сюзанн Клеман) – бывшая учительница, ставшая домохозяйкой после нервного срыва. Ее смирный, спокойный нрав благотворно действует и на Стива, и на Диану. Однако их совместное счастье оказывается недолговечным…
Подобно пианистам из сомнительных заведений, умеющим играть только «Мурку», канадский артхаусный режиссер Ксавье Долан пока что знает только две сюжетные мелодии: «Как трудно быть молодым геем» и «Боже, какие сложные отношения бывают у матери и сына!». Ничего удивительного – вундеркинд, прославившийся в 20-летнем возрасте с полуавтобиографической драмой 2009 года «Я убил свою маму» (не подумайте плохого, это было не признание в убийстве), снимает кино о том, что хорошо знает. А жизненного опыта у него пока немного. Что, впрочем, не мешает Долану быть любимцем критиков и жюри. Все его картины, кроме прошлогодней ленты «Том на ферме», были отмечены Каннским фестивалем, а «Мамочка» принесла Долану уже не второстепенную награду, а Каннский приз жюри. Завидное достижение, но значит ли оно, что «Мамочка» заслуживает вашего внимания?
Безусловно, да. Если вы любите артхаусные драмы, которые пристально вглядываются в душу персонажей и чаще пытают зрителей, чем их развлекают. Завязка «Мамочки», в частности, просто невыносима для любого, кто даже представить себе не может, каково это – по малейшему поводу ругать свою мать последними словами. Конечно, Стив серьезно болен, и многое из того, что он несет, можно просто игнорировать, потому что это крики не его, а его болезни. Но от этого не легче.
Когда смотришь начальные сцены фильма, чувствуешь себя волонтером в психиатрической больнице, который вынужден наблюдать перепалки едва вменяемых людей. Ведь яблочко упало не так уж далеко от яблони, и мадам Депре тоже всегда на взводе. Хотя она и старается держать себя в руках. Особенно когда просит о помощи всех, кто чем-то может ее поддержать. При этом совершенно ясно, что Стив и Диана любят друг друга так сильно, как только могут любить друг друга сын и мать. Тем болезненнее слышать их вопли в адрес друг друга.
Когда несколько загадочное появление в жизни героев Кайлы (почему женщина проводит столько времени в чужой семье, хотя ее дом отнюдь не пустует?) стабилизирует обоих главных героев, зрители получают возможность увидеть Диану и Стива с их лучшей, спокойной стороны и оценить их как людей, а не как орущих психопатов. Однако затишье оказывается временным и недолгим – по крайней мере, с точки зрения героев, старающихся улучить каждое мгновение совместного счастья.
Это уточнение важно, потому что, с точки зрения зрителей, идущая почти два с половиной часа «Мамочка» безбожно затянута. Долан транжирит экранное время с беззаботностью «клаббера», который знает, что даже при желании не сможет потратить все деньги папы-миллионера. Учитывая, как мало в фильме сюжетно значимых событий, от ленты вполне можно было бы отрезать целый час повторов, бессодержательных сцен и музыкальных монтажей.
Сомнительно и операторское решение картины – клаустрофобный квадратный аспект 1:1 вместо обычного для артхаусных лент 1,85:1. Этот ход почти исключает сложные композиции кадра, и он зачастую сводит фильм к череде крупных планов. При желании легко сформулировать теорию-другую, что Долан такой картинкой старается сказать, но приятнее изображение от этого не делается. Впрочем, как уже говорилось, «Мамочка» – это больше психологически насыщенная пытка, чем развлечение. И это становится совершенно ясно, когда наступает кульминация и отношения героев вновь разлаживаются. Уже, вероятно, навсегда. Хотя любовь матери и сына убить сложнее, чем вывести тараканов. Казалось бы, победа – а они вновь выглядывают из-за плинтуса…
С 13 ноября в кино.