Собрали десять мелодрам, которые рассматривают любовь не только как взаимное чувство, но и как глобальное духовное развитие, помогающее людям переосмыслить прошлое и обрести новую версию себя.
Ностальгический мюзикл Дэмьена Шазелла может претендовать на звание фильма с несчастливой судьбой — стоит только вспомнить фатальную ошибку, произошедшую во время церемонии вручения «Оскара» 2017-го года. Главные герои — начинающая актриса Миа (Эмма Стоун) и музыкант Себастьян (Райан Гослинг) также пережили очень краткий, хоть и яркий триумф любви — такой, которая бывает лишь в сказке: с песнями, плясками и полетами под куполом планетария. В отличие от большинства стерильных голливудских мелодрам, заточенных на клише в духе «жили они долго и счастливо», «Ла Ла Лэнд» учит нас всегда идти на зов собственной мечты, выбирать себя, а не амбиции романтического партнера. Ведь только так можно стать по-настоящему свободным и счастливым.
Основанный на одноименном романе Джоджо Мойес фильм разворачивается вокруг эксцентричной молодой женщины Луизы (Эмилия Кларк), живущей в глухой английской деревушки. Главная героиня грезит о путешествиях и собственном бизнесе в большом городе, но не может позволить себе оставить родителей и любимую сестру. Как ни странно, комплекс спасителя в итоге помогает Луизе познакомиться с богатым, Уильямом (Сэм Клафлин), навсегда утратившим вкус к жизни из-за чудовищной аварии, приковавшей его к инвалидному креслу. В ходе непродолжительных отношений герои становятся лучшими учителями друг другу: Луиза наконец-то начинает ценить себя, а Уильям возвращает себе веру в истинную любовь и счастье вопреки любым невзгодам.
Легендарный «Титаник» Джеймса Кэмерона рассказывает нам историю первой любви, которая редко когда бывает по-настоящему счастливой, однако в данном случае она стала хотя бы поучительной. Главная героиня — девушка из высшего общества по имени Роуз (Кейт Уинслет) — страдает от удушающего лицемерия и снобизма людей, которые ее окружают. Знакомство с бедным художником Джеком (Леонардо ДиКаприо), оказавшимся на борту судна по чистой случайности, помогает Роуз понять важную вещь — богатство может подарить удобную и безопасную жизнь, но вряд ли способно гарантировать счастье и свободу. Особенно женщине, живущей в патриархальном мире начала двадцатого века.
«Брачная история» Ноа Баумбака, наряду с «Валентинкой» Дерека Сиенфрэнса, рассказывает об одном из самых сложных и душераздирающих переживаний — расставании с некогда любимым человеком. Главные герои картины в исполнении Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера не могут окончательно сепарироваться друг от друга из-за наличия общего ребенка, который с одной стороны напоминает им о самом светлом и добром периоде в отношениях, а с другой — служит триггером для бесконечной сердечной боли, связанной с разрывом. К счастью, в конце концов, бывшим супругам удается найти внутреннее равновесие, отпустить старые обиды и остаться, пусть и не близкими, но все-таки друзьями.
«Дневник памяти» Ника Кассаветиса не особо вписывается в топ фильмов о трагической любви — и все же, зная предысторию главных героев, зрителю, как правило, эмоционально сложно принимать картину реальности в их совместной старости. За годы существования «Дневника памяти» общество значительно переосмыслило понимание «здоровых» романтических отношений между мужчиной и женщиной. Бесконечные эмоциональные качели, в которых жили Элли (Рэйчел МакАдамс) и Ной (Райан Гослинг), слабо вписываются в современные стандарты. И все же, каждая история любви по-своему неидеальна и редко развивается по заранее прописанному шаблону — в этом и заключается уникальный опыт взаимодействия между людьми.
Нет повести печальнее на свете. Многократно экранизированная трагедия Ромео и Джульетты нашла свою самую неожиданную интерпретацию в руках Базза Лурмана, небезызвестного мастера китча и гротеска. Благодаря современным реалиям, отношениям двух четырнадцатилетних подростков, сыгранных Леонардо ДиКаприо и Клэр Дейнс, как ни странно, гораздо проще сопереживать. Сюжет о вражеских кланах мафиози добавляет шекспировской драме голливудского шика, а сам зритель понимает, что никакая архаичность не помешает истории Ромео и Джульетты вновь и вновь повторять себя, пока сами люди продолжают жить старыми травмами и токсичными гендерными паттернами.
«Я должен предупредить вас, что эта не история любви», — говорит закадровый голос в начале «500 дней лета». Он также заранее сообщает зрителям о том, что Том (Джозеф Гордон-Левитт) и Саммер (Зои Дешанель) никогда не будут вместе, несмотря на мелькнувшее в кадре обручальное кольцо последней. Это важное уточнение, как ни странно, делает посыл режиссера Марка Уэбба еще более правдивым: «500 дней лета» — это фильм о поиске самоценности, происходящем внутри созависимых отношений, которым рано или поздно суждено закончится. Правда в том, что далеко не всем влюбленным предначертано остаться вместе. Чаще всего эти встречи — всего лишь урок, этап на пути к чему-то другому. И это нормально.
«Милдред Пирс» сложно назвать романтическим фильмом в его классическом понимании. И все же, это трагическая история любви. Действие разворачивается вокруг несчастливой вдовы (Джоан Кроуфорд), пережившей трагические кончины сразу двух супругов. В ходе многочисленных флешбеков становится понятно, что не мужчины были причиной страданий главной героини. Безудержная материнская любовь мешала Милдред увидеть истинное лицо дочери Веды, манипуляторши, жадной до денег и высокого социального статуса. И, несмотря на то, что романтическим отношениям в «Милдред Пирс» уделяется не так много времени, на примере персонажа Кроуфорд довольно быстро становится понятно, как чрезмерная преданность родительскому долгу может поставить крест на личном счастье.
Еще один нуар, который слабо отвечает традиционным представлениям о романтике. Как и «Милдред Пирс», «Бульвар Сансет» начинается с убийства, причиной которого стало ничто иное как разрушительная обсессия, ошибочно принятая за неразделенную любовь. Некогда популярная актриса Норма Десмонд (Глория Свенсон) тихо страдает т одиночества в шикарном, но бесконечном пустом особняке. Начинающий сценарист Джо Гиллис (Уильям Холден) ищет за кого бы зацепиться в Голливуде. Какое-то время главные герои успешно закрывают потребности друг друга; трагедия происходит, когда Гиллис решает расстаться с Нормой. Находящаяся на грани сумасшествия актриса не хочет отпускать сценариста — своего единственного зрителя и обожателя — поскольку даже к старости она не научилась жить для себя. Отсутствие любви к себе, возможно, одна из самых больших и распространенных проблем современных женщин, которые невольно превращают партнеров в рабов своей всепоглощающей преданности и самоотверженности.
«Любовь» Михаэля Ханеке раскрывает тему, которая была лишь мельком затронута в «Дневнике памяти» Ника Кассаветиса. Стоя у брачного алтаря, супруги клянутся быть вместе «и в горе, и в радости», однако быть друг для друга перед лицом неизбежной смерти — это нечто совершенно другое. Главные герои фильма, блистательно сыгранные Эммануэль Ривой и Жаном-Луи Трентиньяном, показывают болезненную реальность отношений в старости, которая для многих может показаться кошмаром. Ответственность за жизнь и здоровье другого — тяжелая, а порой и вовсе мучительная ноша, принять которую может лишь истинно любящий, а не созависимый человек.