"Француз плачет, когда у него ломается ноготь, а русский может не заметить, что лишился пальца", -- так описал различия российского и французского менталитета режиссер, продюсер, сценарист и писатель Люк Бессон на пресс-конференции в Москве.
Человек-оркестр от кино, "многостаночность" свою объясняет необходимостью: "Когда я решил снять свой первый фильм, ни один из продюсеров не согласился дать на него денег – пришлось создавать свою компанию. А было бы здорово, если б у меня был собственный продюсер и сценарист, все бы заботились обо мне и опекали, бегали б вокруг меня. И еще стульчик такой стоял бы – с табличкой, на которой выгравировано мое имя".
В том, что частные компании отказались поддерживать дебютанта, ничего удивительного нет. Но ведь и государство ни разу не выделило ни копейки на его фильмы. Несмотря на это, Бессон называет Францию "чудесной страной", а продюсирование считает занятием более благородным, чем режиссуру: "Режиссер – эгоист, он пытает донести до зрителя свои собственные идеи посредством образов. Продюсер – более альтруистичен, поскольку способствует реализации чужих идей. Поэтому я и сочетаю эти профессии. Вот, например,Томми Ли Джоунсу не удалось найти в Голливуде средств на съемки «Трех могил» /Three Burials of Melquiades Estrada, The/ (2005), а во Франции мы легко это сделали. С тех пор голливудские сценаристы, актеры и режиссеры часто присылают мне свои проекты. Но Люк Бессон – это не только режиссер и продюсер: есть еще Люк Бессон, который восхитительно готовит, Люк Бессон на отдыхе, Люк Бессон в плохом настроении. И все это разные люди".
В России Бессон не впервые. В прошлом году он приезжал на премьеру своего фильма «Ангел-А» /Angel-A/ (2005), который поставил своеобразный рекорд: эта черно-белая картина 50-ю копиями собрала 100 тысяч долларов. На этот раз кинематографист представил свой анимационный фильм «Артур и минипуты» /Arthur et les Minimoys/ (2006). Это проект не только Бессона-сценариста, режиссера и продюсера, но и Бессона-писателя.
"Писать я начал лет в 15, правда первые 2-3 тысячи страниц никуда не годились, но потом что-то начало получаться. Работая над романом, я ощутил, что такое свобода. Ведь когда пишешь сценарий, чувствуешь, как в ухе тикают встроенные часики: так, эту сцену пора заканчивать, закрывай дверь за героем, начинай следующий эпизод. А с книгой такого нет. Можно 20 страниц посвятить описанию того, о чем думает летящая пчелка. Или ее ощущениям от падения в горшочек с медом – ведь это примерно то же самое, что для человека выиграть в лотерею!".
Книги о приключения мальчика Артура издаются с 2004 года, сейчас уже вышло четыре тома. По первым двум – "Артур и минипуты" и "Артур и секретный город" как раз и сняты мультфильмы. Экранизацию третьей части планируется выпустить через два года – тут все зависит от успеха первой картины. В России продано более одного миллиона книг об Артуре, то есть некая потенциальная аудитория у картины уже есть. Тем более что на экраны она выходит 22 марта – накануне весенних школьных каникул. "В прокат мультфильм выходит на 300 копиях, плюс тридцать копий выделяется на Украину. Надеемся, что фильм повторит успех последнего французского проекта "Такси-4", собравшего 6,67 млн. долларов с пятисот копий в первый же уик-энд, – рассказывает представитель российского прокатчика компании Централ Партнершип Марк Лоло. – Мы позиционируем "Артура" как семейное кино, поэтому и запускаем его в канун школьных каникул. Однако надеемся, что со временем нам удастся вернуть культуру воскресных семейных походов".
"Мы с нашими партнерами стоим на огневом рубеже…или баррикадах – держим оборону против американцев", – шутит по этому поводу Бессон.
Противопоставлять своего героя с европейскому "коллеге" – Гарри Поттеру – Бессон не собирается: "Артур c Гарри не знаком – хотя это можно исправить, они оба – англичане. На самом деле, когда я придумал Артура, Поттера еще не существовало. К тому же он не единственный популярный сказочный персонаж. Заслуга его в том, что он приучил детей читать. Они вспомнили, как это надо делать, а Гарри Поттер закончится – и им потребуются другие истории".
"Артур и Минипуты" – история десятилетнего мальчика, живущего с бабушкой, потому родителям не хватает на него времени. Почти все свободное время он проводит, играя в саду. Пока не обнаруживает, что они могут лишиться и дома и сада, поскольку бабушка не в состоянии заплатить налог. Артур отправляется на поиски дедушкиного клада и попадает в волшебную страну.
"Когда я был маленьким не было ни Интернета, ни телевизора. Даже библиотеки у меня не было. Поэтому чтобы развлечь себя – нужно было пойти в сад, найти какой-нибудь камушек и придумать невероятную историю. Помню, что первой подаренной мне игрушкой была машинка: я долго не мог понять, что с ней сделать – ведь это просто машинка, они не может стать ни вертолетом, ни танком, ни сказочным героем. Камушек в этом плане гораздо интереснее. Так что начало сказки об Артуре – это я моя история: родители уделяли мне мало внимания и рос я с бабушкой, дедушкой и собакой. Только вот не довелось мне поспать в цветке, полетать на комаре и жениться на принцессе", – сетует француз.
Кино по Бессону – таблетка аспирина, избавляющая от головной боли минимум на два часа. А сказка об Артуре призвана лечить, в первую очередь, цинизм. "Мы все живем достаточно обычной жизнью. А в кино хочется увидеть нечто нестандартное, экстраординарное: побыть немножко Жанной Д'Арк, Леоном или Артуром, в конце концов. Чтобы посмотреть как живет сосед – я лучше зайду в гости к соседу, в кино не за этим ходят. А с детьми говорить – в том числе на языке кино – гораздо интереснее, чем со взрослыми: они, по-крайней мере, тебя слушают".