Рождественская семейная трагикомедия, которая разочаровывает и раздражает, а не наполняет святочным духом
Рождественская семейная трагикомедия, которая разочаровывает и раздражает, а не наполняет святочным духом.
Большая семья Куперов готовится к их ежегодному рождественскому ужину, однако никто на праздник особенно не рвется. Старшие Куперы (Джон Гудман и Дайан Китон) боятся, что их родные раньше времени узнают, что они разводятся после сорока лет совместной жизни. Сын Куперов Хэнк (Эд Хелмс) не хочет признаваться, что потерял работу и что не может купить своим детям новогодние подарки. Его сестра Элеанор (Оливия Уайлд) страшится вновь явиться на торжество без кавалера. Она скорее уговорит случайного знакомого Джо (Джейк Лейси) сыграть ее бойфренда, чем расскажет семье, что боится заводить серьезные отношения. Наконец, прадедушка Купер (Алан Аркин) с большим удовольствием провел бы праздник в компании молодой официантки Руби (Аманда Сейфрид), чем в обществе своей родни.
Каждый год под Рождество кто-нибудь в Голливуде снимает пошловатую комедию для взрослых о дисфункциональной семье, которая собирается на праздник, чтобы выяснить отношения и, может быть, помириться. В этом году свою версию этого сюжета представила Джесси Нельсон, создательница известной семейной драмы «Я – Сэм», в которой Шон Пенн сыграл умственно отсталого мужчину, отстаивающего свои отцовские права. На всем протяжении своей голливудской карьеры Нельсон трудится над слезоточиво-нравоучительными мелодрамами и комедиями, и в «Любите Куперов» ее любовь к такому кино достигла апогея. Вместо одной истории в фильме шесть сюжетных линий, охватывающих четыре поколения семьи. Впечатляющий замысел, который, к сожалению, не работает.
Чтобы соединить на большом экране столько повествований, нужно, чтобы они были примерно равноценны и чтобы каждое из них было коротким и выразительным, как хороший анекдот. Вспомним классический пример удачного антологического кино – «Реальная любовь». Ни одна из его сюжетных линий не заслуживает сокращения или расширения. Они в точности такой длины, какой должны быть. И почти каждая из них могла бы стать неплохой отдельной короткометражкой.
Сценарий «Любите Куперов» этим простым требованиям не соответствует. Из всех сюжетных линий на своем месте только история персонажей Гудмана и Китон – пожилых супругов, которые в течение дня вытаскивают на свет божий все свои претензии друг к другу, чтобы понять, разводиться им или помириться. Этот сеанс взаимного психоанализа рутинен, но харизма звезд его вытягивает.
С остальными сюжетными линиями швах. История Элеанор и Джо слишком коротка – она заслуживает отдельного полнометражного фильма, поскольку роман либеральной копирайтерши и консервативного военного сейчас такая же провокационная тема, как полвека назад межрасовые отношения. Шутка ли – по данным опросов, почти половина американцев против того, чтобы их дети женились на избирателях другой партии! Пропасть между республиканцами и демократами столь глубока, что мелодраматичное кино давно должно подробно ее исследовать. Фильм Нельсон же интригующе намечает эту тему, задействует двух привлекательных актеров, внимательно наблюдает за притяжением и отталкиванием героев… А затем сводит сюжет к примитивнейшим ромкомным штампам и забывает про все идеологические и религиозные противоречия, которые несколько минут назад старательно подчеркивал.
По крайней мере, в этой истории есть хоть какое-то содержание. В прочих нет и его. История Хэнка сводится к тому, что в начале картины ему плохо, а в конце становится хорошо, и он не прилагает к этому никаких усилий. В сущности, он просто находит под елкой подарок. Младшая сестра героини Китон в исполнении Марисы Томей проводит почти все экранное время в полицейской машине (женщину задержали за мелкое воровство), и мораль ее истории звучит так: «Если хочешь быть успешным человеком, нужно тратиться как успешный человек». Не зарабатывать, а тратиться! Какая глубина мысли! Старший сын Хэнка хочет поцеловаться с девочкой, и он с ней целуется – ноль интриги. Наконец, линия героев Аркина и Сейфрид намекает на платонический роман, но затем испуганно ойкает и подставляет героине более подходящего партнера. Слабый драматургический ход, который дополнительно ослаблен тем, что мы мало что узнаем о Руби. Фактически фильм использует ее лишь как смазливое личико.
Итак, из шести сюжетных линий удались лишь полторы. Это очень низкий КПД, который сам по себе делает ленту провальной. Однако у «Любите Куперов» есть и другие недостатки. Обилие избитых банальностей, несмешные шутки, неоднократное поминание пуканья, натужная сентиментальная праздничность… И худшая часть фильма – монотонный закадровый голос. Иногда он говорит что-то значимое, но в основном он просто акынствует, разглагольствуя о том, что зрители и так хорошо видят и понимают. И он делает это столь выспренно, что всякий раз, когда он включается (а случается это очень часто), хочется заткнуть уши. Если бы мы составляли рейтинг худших использований закадрового голоса, «Любите Куперов» наверняка бы попал в «худшую десятку». Причем это не дефект российского дубляжа – западные критики тоже жалуются на закадровый голос, хотя в оригинальной версии фильма он принадлежит знаменитому комику Стиву Мартину. Кстати, впечатляющее достижение – снять столь слабое кино с такими сильными актерами!
С 10 декабря в кино.