Впереди у младших школьников целых две волшебные сказки с колдунами, дворцами, принцами и превращениями. Японская и китайская, нарисованная и сыгранная, "Ходячий замок" /Hauru no ugoku shiro/ (2004) Хаяо Миядзаки и "Хроники Хуаду: Лезвие розы" /Fa dou daai jin/ (2004) Кори Юэна и Патрика Леунга.. Взрослым стоит обратить внимание на то, что "живая" вроде бы сказка по степени живости сильно уступает вроде бы "неживой".
Но японский рисовальщик Миядзаки действительно заслуживает культа, складывающегося вокруг него.
Фэнтези писательницы Дайаны Уинн Джонс "Ходячий замок" переплетает массу мотивов мирового волшебного фольклора. Хотя действие отнесено в королевство, отдаленно похожее на Британию начала XX века, в нем присутствуют избушка на курьих ножках, инверсия аленького цветочка, две бабы-яги, отряд змеев-горынычей и соловьев-разбойников, птица Сирин мужского пола и бог знает, сколько всего еще. Сам сюжет, как обычно, линейный – заколдованная красавица Софи попадает в ходячий замок волшебника Хоула, но он тоже заколдован. Чары спадут, если Хоул полюбит Софи в облике старухи, а Софи разгадает тайну заклятия, лежащего на Хоуле. Есть помощники – пугало огородное, дух огня Кальцифер, ребенок и собачка, есть вредители – ведьма пустоши, фея Салиман и родная мама Софи. Тем не менее, в русле тенденции современных волшебных сказок, линейность сюжета про обретение счастья постоянно нарушается совершенно другими мыслями. Про войну (королевство воюет с соседним королевством), которая ведется фактически никем и длится сама по себе, просто так, чтобы люди гибли. Про мужской эгоизм (у Хоула нет сердца), который идет только от инфантильности, называемой "поиском приключений". Про женский эгоизм (Салиман окопалась во дворце), который идет только от жажды власти со встреванием во все подряд, называемым "любовью". Про многое другое.
У Миядзаки все мысли сказочно просты, добродушны и в то же время бескомпромиссны. Причиной тому – программная "перегруженность" сказки образами, которая дает мысли полную свободу. Пользуясь "современностью" сказки Джонс, "Ходячий замок" наворотил таких апокалиптических картин и райских садов, таких железных птиц и резиновых пиявок, такие бесчисленные превращения "всего вдруг", что на протяжении двух часов нарисовался вполне самостоятельный мир. В нем потрясающей красоты река и берег моря, в нем ужасающие бомбежки городов, и главное – этот мир постоянно балансирует на грани между узнаваемой реальностью "костюмного английского кино" и абсолютно личной "виртуалкой". "Ходячий замок" сумел нарисовать непостоянство и непредсказуемость как то, на чем держится мир. И все это с юмором и в подробностях. По смыслу рисованный детский мультик сравним с взрослыми компьютерными "Бессмертными: Война миров" /Immortel (ad vitam)/ (2004).
Китайцы в "Хрониках Хуаду" хотели, наверно, достичь того же, только "перегрузили" сказку не образами, а компьютерными спецэффектами, не связью фольклорных архетипов с современностью, а отдельными чистыми гэгами, и получилась довольно жидкая кашка. Малые дети, скорей всего, тоже ее съедят, но даже поклонники Джеки Чана будут разочарованы. В "Хрониках Хуаду" все настолько ненастоящее, иллюстративное, что даже многочисленные драки утомляют своей картонностью.
Когда-то двух сестер - добрых волшебниц - китайский император хотел сделать своими наложницами, что почетно и ответственно. Но младшая отказалась, потому что была влюблена. Тогда старшая, притворившись младшей, соблазнила ее возлюбленного. Младшая их застала и возненавидела всех мужчин. Превратилась в злую колдунью, стала единоличной императрицей и сделала Китай империей женщин, у которых мужчины – бессловесные рабы. Они пашут, сеют, стирают, убирают, готовят, обслуживают женщин в публичных домах, иногда используются для деторождения. Ими торгуют, как скотом. Старшую сестру императрица навеки заточила в каменную стену и требует от нее только верных предсказаний. Самое верное – вскоре появится мальчик, будущий император, найдет волшебный меч, расцветет двухцветный цветок, и господство женщин закончится. Фильм начинается тем, что императрица узнала, что мальчик появился, и велела его убить. Помогает ей в этом, как ни странно, былой возлюбленный, ставший первым министром. Когда-то, узнав, что был соблазнен обманом, он на глазах двух сестер немедленно себя кастрировал, то есть перестал быть мужчиной, только чтобы остаться с той, которую любил.
Идея всего вообще-то достаточно интересная, с ней можно было развернуться до очень смешной и очень мудрой сказки. Увы, китайцы пошли откровенно попсовым путем. Они сделали ставку не на драму императрицы, а на молодежно-развлекательные мотивы под ее сенью, включая дебют Джейси Чана, фрагментарное участие его папы Джеки Чана, гламурное присутствие хитовой поп-группы "Близнецы" в составе двух красоток, Шарлин Чой и Гиллиан Чун, танцы-шманцы, костюмы и декорации. Матриархат – только повод для глупых влюбленностей нескольких юных парочек, их злоключения – только повод для заливания экрана спецэффектами, большая часть ответвлений сюжета – лишняя, напоминающая игру в салочки. Все программно несерьезно, что ведет в результате не к легкости, а к наплевательскому отношению к хоть каким-нибудь связям и конструкциям. И сюжет полтора часа фактически стоит на месте.
Детей развлекут превращения как факт, а не как вечный двигатель.
Да и то только тех детей, чьи родители рискнут допустить в их лексикон понятие "кастрация". Ничего неприличного в фильме нет, он безобидный, пестрый, ни на каких таких "натуралистических подробностях" тоже не делающий акцента – ни на чем вообще его не делающий – но, видимо, в Китае воспитание детей изначально лишено сексуальных запретов.