Конечно, "Моя ужасная няня" - сказка для самых маленьких. Но вряд ли кто будет против вернуться в детство ради нее. Англичане могут позволить себе строго следовать волшебно-сказочным рецептам. У них для этого есть бюджет в 35 млн., Колин Ферт на главную роль, Эмма Томпсон на роль волшебную, Анджела Лэнсбери с Имельдой Стонтон - на эпизоды и много-много хорошеньких детей с умненькими глазами.
Конечно, "Моя ужасная няня" - сказка для самых маленьких. Но вряд ли кто будет против вернуться в детство ради нее. Англичане могут позволить себе строго следовать волшебно-сказочным рецептам. У них для этого есть бюджет в 35 млн., Колин Ферт на главную роль, Эмма Томпсон на роль волшебную, Анджела Лэнсбери с Имельдой Стонтон - на эпизоды и много-много хорошеньких детей с умненькими глазами.
Англичане могут позволить себе строго следовать волшебно-сказочным рецептам. У них для этого есть бюджет в 35 миллионов, Колин Ферт на главную роль, Эмма Томпсон на роль волшебную, Анджела Лэнсбери с Имельдой Стонтон – на эпизоды и много-много хорошеньких детей с умненькими глазами. Конечно, "Моя ужасная няня" /Nanny McPhee/ (2005) – сказка для самых маленьких. Но вряд ли кто будет против вернуться в детство ради нее.
Семеро хулиганствующих козлят изгоняют семнадцатую няньку. Папа-вдовец ищет следующую с пожарными и милицией, но не может найти. Она приходит сама – старая толстая уродина с волшебной палкой и со словами: "Я останусь, пока нужна, даже если нежеланна. Когда стану не нужна, даже если очень желанна, я все равно уйду". Если вдуматься – это рецепт на все случаи жизни. Ну, а дальше все медленно, верно движется к хэппи-энду, хотя препятствия достаточно реальны. Папу давно субсидирует вредная тетка покойной жены, взамен требующая, чтобы он женился снова. Без тетки не прокормить детей, но невеста – полная коза, а молоденькая служанка влюблена в него, да безграмотна. Дети против невесты, тетка хочет их разлучить, хулиганство прогрессирует. Однако няня МакФи избавится от бородавок и от лишнего веса только путем преодоления воспитательных препятствий. Так что ей стоит дом построить?
Эмма Томпсон сама написала сценарий для своего бенефиса и выбрала несколько неожиданный первоисточник. Это сказка Кристанны Бранд, которая вовсе не была сказочницей. Бранд – классик современного детектива, многократный лауреат премий Эдгара По. Гувернанткой она тоже бывала по молодости лет, как и моделью, приказчицей, жиголеттой и секретаршей. Но еще в 40-е годы по ее новеллам снимались первые "черные фильмы". Не отразиться на сказочной шуточке про Матильду (так няню звали в оригинале) это просто не могло. Поэтому папа банкротится не просто так, а владея наследственным похоронным бюро. Невесту себе выбирает из недавних вдов по картотеке покойников. В объяснения с сыном вступает по месту службы, обряжая покойника, чьи ноги с номерком отделяют его от сына. Подобная "чернота" вполне уравновешивает слащавость, присущую сказкам.
Кроме того, в диалогах и поворотах сюжета встречаются чисто детективные ходы – не волшебные, а логические ("Я стучала", "Я стучал"). Дети местами напоминают, скорей, полицейских осведомителей, нежели хнычущую ботву, что не позволяет сказке стать хоть на минуту скучной. Впрочем, все это будет заметно только специалисту и в сравнении, допустим, с "Мэри Поппинс". А кто пришел развлекаться, просто не уйдет обиженным. Превращения и приключения постоянны, но улыбочка ослика, станцевавшего на задних лапах в шляпке с перьями – запоминающаяся прелесть. И если издевка над сказками, явно заложенная у Бранд, все же не стала предметом экранизации, ее компенсируют яркость, гладкость и в то же время пышность изображения.
Все цвета радуги у англичан удивительно сочетаются в одном кадре. Такое зеленое, розовое, белое и голубое давно не встречались по делу – вписанными в сюжет, хотя об этом мечтал еще Эйзенштейн. И кареты и замки, и кринолины вполне могут сочетаться со стильным свитерком у старшего сыночка и современными спецэффектами. Ничто не режет глаз, и не один дом, а весь мир – полная чаша. При этом фильм вовсе не "павильонный", не "нарисованный", а по максимуму натуральный. Такая гармония на экране рождается, вероятно, лишь от полной стабильности жизни. Медленно, но верно в ней становятся просты все взаимоотношения карет и газонов, и костюмов, и кастрюль.
Поскольку у англичан стабильность уж тысячу лет, они также могут позволить себе растить отпрысков патриотами, начиная с младенчества.