Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Малдеру и не снилось: Рецензия на научно-фантастический блокбастер «Падение Луны»

Когда твой самый близкий спутник — главный враг: Роланд Эммерих вновь пытается уничтожить Землю, и вновь безуспешно.

Добавить в закладки

«Каждый режиссер всю жизнь снимает один и тот же фильм» — расхожая фраза в адрес многих постановщиков прозвучит как ленивое обобщение, но не для Роланда Эммериха: кажется, будто он подобным статусом даже гордится. «День независимости», «2012», «Послезавтра» — вновь и вновь Земля на грани оказывается спасенной героем поневоле. Поход в кинотеатр на «Падение Луны» — самая честная сделка: если вы готовы еще раз посмотреть размашистый фильм-катастрофу, то получите именно то, чего ждете. Если хроника гибели цивилизации вас утомляет, то не стоит и пытаться начинать прощаться с миром.

Патрик Уилсон в роли Брайана на кадре из фильма «Падение луны»

Патрик Уилсон в роли Брайана на кадре из фильма «Падение луны»

Итак, Луна спиралевидной нитью постепенно сходит с орбиты и близится к Земле: гравитация бунтует, приливы и отливы размывают города, а NASA разводит руками. Причина смены курса верного спутника спрятана где-то в кратерах моря Кризиса, и об этом точно знает один человек: спаситель мира в перспективе, а пока астронавт в отставке Брайан Харпер (небритый Патрик Уилсон в кожаной куртке похож на стареющую рок-звезду). Однажды его судили за халатность и отстранили от полетов после инцидента с летальным исходом. Пока Харпер страдал от несправедливости мира и жалел себя, его напарница по миссии Джо Фоулер (Холли Берри не меняется последние лет 30) построила карьеру в космическом ведомстве. Экипажу спасателей не хватает бортинженера — им станет случайный гений КейСи Хаусмен (Джон Брэдли) — еще один излюбленный типаж Эммериха, восходящий к герою Джеффа Голдблюма в «Дне независимости».

«Падение Луны», если отступить от масштабов и вечных угроз планетарному спокойствию, своеобразная ода всем гикам и мечтателям, которые однажды будут замечены. Этих самых фанатиков и людей, порой безответно влюбленных в свое дело, Эммерих и прославляет картина за картиной. Там, где корпорации, правительство и насупленные ученые пропускают красные флаги, мечтатели не перестают верить допущениям и изобретают новые шаблоны мироздания.

Патрик Уилсон в роли Брайана на кадре из фильма «Падение луны»

Патрик Уилсон в роли Брайана на кадре из фильма «Падение луны»

Но воспринимать всерьез предложенную концепцию строения Луны никто и не предлагает: Эммерих — не Нолан, наука здесь не нужна. А вот камео Дэвида Духовны на встрече локального MUFON очень пригодилось бы. Доктор Хаусмен (как герой сам себя называет) — прямой наследник «Одиноких стрелков» из «Секретных материалов», со своей философией и альтернативными способами получения сверхсекретной информации. Несмотря на абсурдность самой модели угрозы (даже не будем пытаться пересказать), фильм точно подчиняется внутренней логике: каждая новая попытка оседлать гравитацию вместо первичного недоумения постепенно начинает вызывать детский восторг. Эта наивность и непогрешимость веры в собственную условность отбрасывают любой скепсис — на экране большая жанровая игра, со множеством отсылок к любым поп-культурным упоминаниям Лунного заговора (без «Сияния» и «Космической одиссеи» тоже не обошлось).

Холли Берри в роли Джо на кадре из фильма «Падение луны»

Холли Берри в роли Джо на кадре из фильма «Падение луны»

Эммерих будто бы все еще живет в 1995 году, чему можно только позавидовать. Те же патриотические ценности и семейные проблемы, тот же альтруизм и те же шутки: никакой пандемии, только фантастический конец света — настолько надуманный, что невозможно поверить в то, что однажды Земле и в самом деле может прийти конец. Все разрушения выглядят, наоборот, спасительными и становятся своеобразной зоной комфорта: это все понарошку, нам Армагеддон не грозит.

Пускай катаклизмы выглядят эпично, порой очень красиво (допустим, шар Луны, касающийся заснеженных верхушек гор) и монструозно, но все же совершенно нереалистично. «Падение Луны» — кино абсолютно «катастрофическое»: кому-то может свести олдскулы, а кто-то непременно закашляется от стойкого запаха нафталина. Но есть что-то такое в сегодняшнем дне, что делает фильмы Эммериха ласково-ностальгическими и заставляет скучать по старому доброму концу света.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?