Тенденциозный, но обстоятельный исторический мини-сериал о противостоянии между радикальной сектой и американскими спецслужбами
В 1993 году в техасской глубинке живут сектанты из организации «Ветвь Давидова». Они верят в скорый конец света и потому запасаются оружием, вербуют сторонников и штудируют Библию. Их молодой лидер Дэвид Кореш (Тейлор Китч) настаивает, что мужчины в секте должны воздерживаться от секса и что только он, Кореш, имеет право заниматься сексом с участницами организации. Когда власти обращают внимание на сектантов, они решают «прижучить» нарушителей закона об обороте оружия. Но если полиция и подозреваемые вооружены до зубов, неминуемо должна начаться стрельба…
Когда 19 апреля 1995 года Тимоти МакВей взорвал федеральное здание в Оклахома-сити и убил 168 человек, он мстил властям за случившийся двумя годами ранее пожар в комплексе «Ветви Давидовой», который унес жизни 76 человек. Трагедии в 20 километрах от города Уэйко предшествовала многодневная осада поселения, которую вели американские спецслужбы. Свидетели и исследователи до сих пор спорят, был ли комплекс подожжен федеральными агентами или самими сектантами, которые, отчаявшись, решились на групповое самоубийство.
События в Уэйко раскололи Америку. Одни американцы полагали, что сектанты сами навлекли на себя беду, когда нарушили закон и не подчинились требованиям властей. Другие же считали, что у сектантов было право жить так, как они считали нужным, и что федералы совершили преступление, когда пошли войной на тех, кто никому не мешал и кто намеренно поселился вдали от людей. При этом многие сходились на том, что, независимо от их изначальной правоты, спецслужбы опозорились, когда не смогли сгладить конфликт и уладить дело миром. Хотя большой вопрос, всегда ли можно договориться с религиозными фанатиками.
По поводу Уэйко снято множество документальных исследований и написано немало книг и обстоятельных статей. Теперь же есть еще и художественный мини-сериал «Трагедия в Уэйко», который для кабельного канала Paramount Network создали братья Джон Эрик Даудл и Дрю Даудл, известные по хоррорам «Карантин» и «Париж. Город мертвых». В основу шестисерийного шоу положены воспоминания участников событий – неофита секты Дэвида Тибодо и переговорщика ФБР Гэри Носнера. Соответственно трагедия в Уэйко преимущественно показана глазами двух этих людей, один из которых был внутри комплекса, а другой – снаружи.
Тибодо и Носнер не во всем согласны, но оба считают, что трагедию можно было предотвратить, если бы в руководстве спецслужб не взяли вверх «горячие головы», обожающие решать все проблемы свинцом. Судя по тому как развиваются события в «пилоте» сериала, эта мысль стала идейным стержнем для братьев Даудл. Авторы шоу не скрывают, что Дэвид Кореш вел себя сомнительно, а порой и преступно, но они с симпатией показывают жизнь в сектантской коммуне и подчеркивают, что Кореш никого не удерживал насильно и что сектанты подчинялись ему, потому что верили в его «избранность», а не потому что он их угнетал. Показательно, что роль Кореша досталась Тэйлору Китчу, который в кадре излучает обаяние, а не агрессию и не жесткую властность. Его персонаж скорее обманывается, чем обманывает. Хотя возможно, что в последующих сериях мы увидим Кореша с иной, мрачной стороны.
Напротив, спецслужбы сразу поворачиваются к зрителям свиной харей. Носнер в исполнении Майкла Шэннона предстает одиноким голосом разума и гуманизма среди милитаризированных «ковбоев». Еще до трагедии в Уэйко Гэри столь разочарован в своих коллегах, что, кажется, подумывает об отставке. Тогда как другие федералы рассматривают налет на «Ветвь Давидову» как «маленькую победоносную операцию», которая должна показать Конгрессу и общественности, что спецслужбы спасают страну от опаснейших преступников и нуждаются в щедром финансировании.
Как видите, объективностью «Трагедия в Уэйко» не отличается, и не похоже, что сериал собирается глубоко и со всех точек зрения анализировать заглавную катастрофу. Зато он предлагает драматичную реальную историю с хорошими актерами в ведущих и второстепенных ролях. Шесть серий – как раз достаточно времени, чтобы сериал был обстоятельным, но не затянутым, и чтобы в кадр попали все основные события, которые привели к большой беде. Так что это не худший способ познакомиться с трагедией в Уэйко, если вам не хочется читать статьи в Википедии и изучать документальные ленты о тех событиях и если вы предпочитаете эмоциональный рассказ холодному изложению фактов и теорий. При этом знать о событиях в Уэйко стоит, поскольку они до сих пор влияют на внутреннюю политику США и поминаются при каждом удобном случае.