Уморительная комедия для взрослых о нелепостях первой школьной любви на фоне многоэтажек спального района
Уморительная комедия для взрослых о нелепостях первой школьной любви на фоне многоэтажек спального района.
Гуляя с друзьями по своему району, старшеклассник Леша (Глеб Калюжный) замечает незнакомую ровесницу (Ульяна Васькович), которая тоже гуляет с подругами. Оробевший парень не решается подойти к девушке. Вместо этого он находит ее страничку «ВКонтакте», обнаруживает, что ее зовут Вика и что она учится в соседней школе, и после долгого разглядывания фотографий красавицы пробирается на школьную дискотеку, чтобы пригласить девушку потанцевать…
Постер нового фильма режиссера «Бездельников» Андрея Зайцева обещает зрителям современных Ромео и Джульетту. Это так же правдиво, как реклама, которая уверяет, что новые эксклюзивные витамины защитят покупателей от всех болезней. Постер «14+» даже, пожалуй, хуже, поскольку продавцы витаминов в самом деле продают витамины. Фильм Зайцева же можно назвать «Ромео и Джульеттой» лишь в свете пословицы о том, что история повторяется дважды, как трагедия и как фарс.
Куда точнее было бы сравнить «14+» с «Ералашем». Помните те его эпизоды, где высмеивались влюбленные дети, творящие романтические глупости? Герои Зайцева старше, и чувства их серьезнее, но фильм о них – это прежде всего комедия, черпающая свой юмор в нелепости, неуклюжести и туповатости подростков и окружающих их обитателей московского спального района.
Определить всех этих людей можно одним неприятным словом «быдло». Причем быдло эталонное – без высшего образования, без жизненных перспектив и даже без хобби и необычных интересов. Квартиры почти без книжных полок, телевизоры, показывающие футбол, мыльные оперы или советские фильмы, пиво по вечерам, водка по ночам, драки гопников по выходным… Лучший фильм – «Брат», лучшая песня – «Зеленоглазое такси», главное украшение квартиры – его величество настенный ковер. Тем, кто еще не привык каждый день надираться и засыпать в обнимку с бутылкой, в этом не трагичном, но безысходном мире остается только одно. Сперва надо потоптаться на дискотеке под медленную музыку, затем нужно поцеловаться в подъезде на фоне неприличных надписей, потом можно покататься по району на мотороллере, а в финале… Ну, вы сами знаете. Небось не маленькие!
Всю эту обязательную любовную программу герои прокатывают так, что хохот в зале почти не прекращается. При этом шуток в фильме немного, и зрители смеются не вместе с персонажами, а над ними. Прежде всего, над главным героем, который боится девушек сильнее, чем хулиганов, и над его мамашей-алкоголичкой, которая не может ни воспитать сына, ни привлечь настоящего мужика. Хотя фильм показывает своих персонажей с симпатией, он все же смотрит на них сверху вниз и не скрывает, что речь идет об обаятельных, но одноклеточных созданиях. Показательно, что за всю картину Леше и Вике лишь пару раз удается поддержать содержательный разговор. И не потому, что их чувства так сильны, что не нуждаются в словах, а потому, что после разговоров о работе родителей, достоинствах «Брата» и старых магнитофонах темы бесед исчерпываются, и ребятам остается лишь «горизонтальное танго».
Тот факт, что «14+» – кино о школьниках, лишающихся девственности, вызвал бурные протесты еще до выхода картины в прокат. Момент это действительно спорный, но не из-за того, как он показан (секс остался за кадром, и придраться можно лишь к тому, что фильм пару секунд демонстрирует грудь главной героини), а из-за того, что персонажи, насколько мы поняли, не пользовались контрацепцией. Конечно, вписать презерватив в сцену романтических поцелуев трудно, но надо себя заставить! Наша кошмарная статистика абортов не оставляет выбора вдумчивому и ответственному режиссеру, каковым Зайцев, очевидно, не является. Впрочем, мы не можем однозначно утверждать, что у героев был секс. Может, они довольствовались петтингом?
А что же «ромео-джульеттность»? Поминание Шекспира всуе фильм обосновывает тем, что Лешу преследуют гопники, главарю которых не нравится, что парень пристраивается к девушке из «их» школы. Однако эта сюжетная линия заканчивается задолго до финала, и она обходится без шекспировской «кровищи». Именно поэтому нам не нравятся слова «Ромео и Джульетта» на постере. Они обещают драму и трагедию, а картина не содержит ни убийств, ни даже переломов, и смеяться она заставляет куда чаще, чем переживать. И поскольку смешить у «14+» получается отлично, странно рекламировать эту картину иначе, чем, скажем, «Горько!».
Напоследок отметим, что, несмотря на название ленты и на возраст героев, это определенно кино «16+». Поскольку несовершеннолетние герои не только занимаются сексом, но еще и выпивают. Да и киберсталкинг, который Леша практикует в начале фильма, – не самое благородное занятие для главного героя. Так что это определенно не кино, которое учит хорошему. И смотреть его стоит лишь взрослым, которые посмеются над персонажами, а не воспримут картину как руководство к действию.
С 8 октября в кино.