Очередной маньяк в очередном Чикаго взрывает очередную бензоколонку. "Наблюдатель" с Киану Ривзом, Джеймсом Спейдером и Марисой Томей можно было бы счесть абсолютной пародией на всю мировую маниакальную классику, на "М" и "Месье Верду ", "Тень сомнения " и "Убийцы среди нас ", если бы он не был абсолютно наивным кинодебютом клипмейкера Джо Чербаника...
Клипмейкеры и в Америке не в ладах с историей кино, как мы можем теперь увидеть.
Чербаник не знает, что, сто лет подряд, играя с кино в маньяков, публика уже вызубрила все правила наизусть, и, чтобы снова вовлечь ее в эти игры, надо активно чем-то заманивать. "Клетка" другого клипмейкера недавно заманивала красивой историей изобразительного искусства, а "Ганнибал" будет брать легендарной, общенародной славой "Молчания ягнят". И если просто именем Киану Ривза может взять компьютерная "Матрица", то очередному маньяку "просто имени" мало. С Морганом Фрименом в "Целуя девушек" это уже тоже было.
Из всех правил игры дебютант хорошо знает парочку: что маньяк подсознательно хочет быть пойманным, и что в его подсознании всегда должен быть комплекс, поучительный для публики. На этом основании дебютант сделал ход конем.
Агент ФБР Джеймс Спейдер три года в Сан-Франциско охотится за серийным убийцей Ривзом, но не может поймать даже после убийства своей возлюбленной. Заработал невроз, ушел со службы, переехал в Чикаго. Ривз специально следует за ним и продолжает мочить девчонок. Он их даже не насилует, а только всегда ровно в девять вечера удушает железной проволокой. Но накануне он постоянно шлет Спейдеру фото будущей жертвы и дает один день, чтобы найти ее и спасти.
То есть маньяк в "Наблюдателе" самолично и откровенно навязался на голову агента ФБР, разыскивающего его. Своей кровавой деятельностью Киану Ривз как бы хочет доказать Джеймсу Спейдеру, что люди не замечают убийств, потому что не замечают друг друга, потому что они друг другу - бревно, и это поучительно. Даже свежо, только дальше все совершенно ясно. Как бы ни метались полиция с ФБР, как бы ни предъявляли фотки, две-три их неудачи на наших глазах будут обеспечены. Но как бы маньяк ни воскресал из мертвых, последнюю девчонку обязательно спасут, а маньяка поймают. При этом будет парочка мощных взрывов (в данном случае - бензоколонка и заброшенный склад) и парочка погонь (в данном случае - по черным многоэтажным лестницам и ночью на вертолете). При этом в нужный момент последний этаж почему-то окажется первым (иначе маньяку не убежать), а десяток машин полиции не сможет с трех метров догнать старенький Кадиллак. Он проехал полгорода, и ни одну улицу не перекрыли, хотя до того просто так перекрывали целые кварталы.
Больше дебютант ничего не придумал. Спецэффекты с пофазной съемкой движения не считаются. Такие виньетки из смазанных, почти абстрактных кадров мы уже тысячу раз видали в рекламах "Кодака" с "Полароидом". Впрочем, если для вас то, что люди не замечают убийств, потому что не замечают друг друга, - открытие века, которое надо разжевывать все кино, или если в младобуддийской физиономии Киану Ривза вы всегда видели гада ползучего, то, конечно, сходите на "Наблюдателя". Чикаго тоже удастся хорошо рассмотреть, если собираетесь переехать.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.